Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Профориентация старшеклассников: лицейские инновации // Профориентация
Профориентация в Украине / Статьи / Профориентация старшеклассников: лицейск...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Профориентация в Украине

21.01.2008 Профориентация старшеклассников: лицейские инновации

Выбор будущей профессии - это серьезный шаг, который выпускники делают, основываясь на информации, полученной из различных источников, уровне своих знаний по профилирующим предметам и собственных врожденных способностях. Поступление в высшее учебное заведение является для них важным жизненным проектом, над которым будущие абитуриенты работают совместно с учителями и администрацией.

Жизнь как самоорганизация

Жизнь - это ряд усилий. Мы видим цель,
но не всегда видим дорогу.
В. Шкловский.

В нашем лицее основан "Профессионально-консультационный Центр", являющийся организационной базой для развития профессионального самоопределения лицеистов и продолжения образования в высшем учебном заведении. Смысл его существования - это выход как стандартных функций педколлектива, так и лицейских территориальных ограничений в мир общины города и области. Работу Центра мы организовали на таких концептуальных началах:

  1. Определение задатков подростка и предоставление ему информации об оптимальной для его развития деятельности и профессии.
  2. Организация работы кружков, где можно углубить и развить свои возможности, подготовиться к вступительным экзаменам.
  3. Стимулирование участия в предметных олимпиадах и конкурсах МАН, международных образовательных проектах для школьников.
  4. Организация и проведение внеклассных мероприятий, касающихся возможностей трудоустройства с использованием новейших разработок в разных областях науки (психологии, педагогики, вычислительной техники, коммуникаций и др).

При этом мы выделили несколько конкретных практических направлений:

1. Профинформационная работа с учащимися по вооружению подростков определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях разных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; сведений о каналах трудоустройства, требований к приему на работу и т.д. Это направление работы, где систематизируются сведения содержании и перспективах современных профессий, форме и условиях овладения разными специальностями, состоянии и потребностях рынка труда. Профинформационная работа проводится на внеклассных мероприятиях, уроках-экскурсиях в вузы и на предприятия, использующие новейшие информационные и управленческие технологии. Учащиеся имеют возможность в библиотеке лицея получить сведения о мире профессий и рынка труда из периодических изданий и специальной научной литературы. Выпускники лицея, ставшие успешными студентами ведущих вузов Украины, Европы и в Америки, на встречах, по доброй традиции, передают информацию из первых уст абитуриентам - одиннадцатиклассникам.

Профконсультационная работа проводится с использованием компьютерных технологий.

Одним из главных направлений работы лицея является информатизация учебно-воспитательного процесса благодаря применению новейших информационных технологий. В различных сферах учебного процесса, в частности, в профориентационной работе, при этом интегрируются усилия психолога-консультанта с возможностями современных информационных технологий. На первом этапе исследуются индивидуальные психологические характеристики, профессиональные интересы ученика, потом проводится работа, направленная на определение пригодности к отдельным видам профессиональной деятельности.

Для учета индивидуальных психофизиологических особенностей проводится компьютерное тестирование. На основе результатов тестирования предоставляются рекомендации ученикам о выборе будущей специальности. Мы используем такие компьютерные тесты:

  1. Методика "Мотивы выбора профессии" (В. Семиченко).
  2. Диагностика профессиональных предпочтений.
  3. Опросник профессиональной направленности Д. Голанда.
  4. Опросник выявления структуры темперамента.
  5. Методика выявления и оценки структуры интеллекта (ТИП).
  6. Тест Равена.
  7. Методика выявления административных способностей.
  8. Тест на определение склонностей к предпринимательской деятельности.

Результаты компьютерного тестирования помогают ученикам самоопределиться в будущем профессиональном направлении. Благодаря этой работе ученики узнают об уровне своего интеллекта, характере и способностях, особенно о том, как применить свои индивидуальные возможности в выборе профессии. Все тесты доступны для учеников благодаря лицейской локальной сети. Особой "изюминкой" является организация работы учеников с тестами на уроках информатики, запланированных в текущем расписании занятий: не все дети хотят или могут выделить время для работы над собой во внеклассные часы. Таким образом, мы и воплощаем известное: "Учите детей через жизнь" (Аристотель).

2. Профдиагностическая работа проводится как комплекс психологических, психофизиологических и других методов изучения личности с использованием глобальных телекоммуникационных сетей. Это позволяет подростку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах данных вузов, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирования своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. Индивидуальная консультация у психолога по вопросам профессионального самоопределения расширяет возможности индивидуальной самоактуализации учащегося на рынке труда.

В жизнь через труд

В результате учащиеся уже в лицее узнают о требованиях к собственному успешному трудоустройству. То есть необходимость ...

1. Овладения знаниями по своей будущей специальности и практический опыт в выполнении конкретных заданий.

Наиболее выгодным в нашем информационном обществе является возможность приобретать в сжатые сроки новые знания и использовать их на практике. На уроках большое значение уделяется применению полученных теоретических знаний в работе над практическими заданиями. На уроках математики и физики - это решение задач, формирующих культуру мышления, развивающих интеллектуальные способности. Технологически это внедрено в распределении времени: 70% выделяется на практические занятия. Это относится к предметам профильного цикла: математике, физике и информатике.

На уроках гуманитарного цикла вводятся такие формы работы как дискуссии, работа в группах, защита проектов, активизирующих усвоение материала и вызывающих стремление к творческому поиску. Систематически проводятся консультации по недельному расписанию и перед итоговой аттестацией по отдельному модулю программы. Важной целью в организации педагогического процесса является создание ответственного отношения к учебному процессу, формирование навыков самообучения и интеллектуальной работы. Всем ученикам предлагается выполнить научно-исследовательскую работу под руководством преподавателей.

2. Свободное владение компьютерными технологиями, способность за короткое время овладеть прикладными программами. По данным службы занятости, до 70% вакансий требуют от потенциальных работников знаний персонального компьютера и навыков работы с прикладными программами.

Высокая степень преподавания информатики в физико-техническом лицее позволяет значительной части выпускников выбирать свою профессию в области информационных технологий: программирование, Web-дизайн, администрирование сетей, Интернет-технологии, экономическая кибернетика, системная аналитика и др.

Также, для профориентации важно, что с помощью компьютера можно работать с моделями реальных объектов, связанных с деятельностью различных систем. Например, для исследования работы предприятия можно использовать информационную модель исходя из, допустим, базы данных. Создание электронной презентации своей будущей профессии - это тоже мощный ресурс для осознанного выбора будущей профессиональной специальности.

3. Владение одним, лучше несколькими иностранными языками.

В лицее каждый ученик в обязательном порядке изучает два иностранных языка: английский и французский (немецкий, испанский). Работают кружки углубленного изучения языков и подготовки учеников к сдаче экзамена на сертификаты TOEFL, IELTS. Ежегодно группа лицеистов выезжает на языковую практику во французские лицеи.

4. Овладение основами знаний по практической экономике и основам бизнеса.

Большой интерес у учащихся вызывают уроки экономики, наполненные практическими работами по созданию бизнес-планов, организации и развитию бизнеса, расчету риска инвестиций в различные проекты, основам маркетингового исследования украинского рынка товаров и услуг. Ежегодно лицеисты - среди победителей олимпиад и конкурсов экономического направлении.

С кем и с чем в жизнь

В профориентационной работе с учащимися сводится к минимуму так называемая теория и учебный процесс организовывается так, чтобы важные теоретические положения осознавались во время практических занятий. Онтологический потенциал явления применения теории (интеллектуальная практика) безотказно срабатывает через любые персональные методические вкусы любого педагога: жаль, что унаследованная постсоветская организация образования - как "гири на ногах" каждой личности, стремящейся к развитию. Понятно, что эти "гири" совершенно необходимы для создания авторитарного среды, но такая экономическая среда нам нужна как "пятое колесо к возу".

Например, такой явно "неактивный" метод, как лекция, можно хорошо реализовать, если ее прочитают преподаватели вузов или эрудированные родители с использованием мультимедийных компьютерных средств. При проведении внеклассных мероприятий используются методы, потенциал которых, в большинстве случаев, довольно высок, даже при работе с пассивными аудиториями. Это профориентационные игры с классом, профориентационные игровые упражнения и моделирование микроситуаций, карточные профконсультационные методики.

В период допрофессиональной подготовки учащихся совместно с педагогами решается проблема жизненного и профессионального самоопределения. Под руководством замдиректора по профориентационной работе и довузовской подготовке в лицее осуществляется взаимодействие с ведущими учебными заведениями Украины.

Системное психолого-педагогическое и профориентационное тестирования - в три этапа для параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов. На первом этапе определяется сфера желаемой деятельности, на втором - уточняется профессиональный выбор с учетом психофизиологических возможностей, на заключительном этапе формируется список рекомендованных профессий. При необходимости предоставляются консультации психолога по поводу выбора будущей профессии. Ежегодно проводятся экскурсии с выездом в Национальный технический университет Украины "КПИ", Днепропетровский национальный университет и Харьковский аэрокосмический университет "ХАИ".

Основным направлением профориентационной работы является сотрудничество с факультетами и приемной комиссией Херсонского национального технического университета. Проводятся встречи с деканами и преподавателями ХНТУ, для лицеистов читаются лекции и проводятся практические занятия. С кафедрами физической электроники и дизайна организованны совместные факультативы.

Отдельное место принадлежит сотрудничеству по договорам с Национальным техническим университетом Украины "КПИ", а также с Днепропетровским национальным университетом, Харьковским аэрокосмическим университетом "ХАИ", Харьковским техническим университетом радиоэлектроники, Харьковским автодорожным институтом, Одесским национальным университетом, системно ведущимся еще с 1996 года. Преподаватели этих вузов по плану профориетационной работы лицея проводят выездные лекции и семинарские занятия в лицее. Профессора и доценты руководят научно-исследовательскими работами учащихся, участвующих в конкурсах Малой академии наук.

На базе ФТЛ ежегодно проводятся выездные тестирования и региональные олимпиады, предоставлявшие возможность досрочного вступления в Днепропетровский национальный университет, Харьковский аэрокосмический университет "ХАИ", Харьковский автодорожный институт. В лицее работает Филиал института довузовской подготовки НТУУ "КПИ" и технический класс Харьковского аэрокосмического университета "ХАИ".

За последние 10 лет 923 выпускника стали студентами этих вузов. Ежегодно лицеисты участвуют в заочных олимпиадах Московского физико-технического института, Киевского национального университета, Межрегиональной академии управления персоналом, что дает льготы при поступлении в эти вузы.

Ежегодно команда лицея участвует в олимпиаде Харьковского национального экономического университета "Экономист 200..", победители которой имеют право досрочного вступления в этот вуз. Учащиеся ФТЛ получают студенческие билеты этого вуза ежегодно.

С 2004 года выпускники лицея активно принимали участие во внешнем независимом тестировании. В 2007 году во внешнем независимом тестировании по математике, истории и украинскому языку участвовали 226 лицеистов, 67% использовали результаты тестирования при поступлении в вуз. По результатам 2007 года выпускники лицея учатся в 42 высших учебных заведениях, только 1З% на контрактной основе. Выпускниками лицея интересуются представители высших учебных заведений и работодатели, некоторые из них предлагают работу сразу по окончании лицея.

Лицей является открытой системой, к которой могут обратиться и обращаются, как отдельные средние учреждения, так и отдельные выпускники из любого учебного заведения: созданная нами среда позволяет личности эффективно самоопределиться и подготовиться к оптимальному собственному профессиональному "Я" и успешно интегрировать его в наше общественное "МЫ".

Перевод статьи
Слободенюка Александра,
замдиректора по профориентационной работе
физико-технического лицея г. Херсона
"Профорієнтація старшокласників: ліцейські інновації",
источник: "Всеукраинская экспертная сеть"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи