Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Низкая зарплата - самая большая проблема рынка труда. Несколько путей усовершенствования государственной политики занятости // Профориентация
Профориентация в Украине / Статьи / Низкая зарплата - самая большая проблема...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Профориентация в Украине

26.03.2008 Низкая зарплата - самая большая проблема рынка труда. Несколько путей усовершенствования государственной политики занятости

Наше общество живет ожиданием изменений к лучшему, которые принесет реализация концепции украинского прорыва, положенной в основу деятельности правительства. Для нашей страны, к сожалению, стало традицией сопровождать приход новой власти переоценкой ценностей и приоритетов в различных сферах социально-экономической жизни общества. Необходимость дальнейшей оптимизации системы государственного управления, усиления борьбы с коррупцией, повышения уровня жизненных стандартов населения нельзя отрицать.

Но политик, оценивая наследство, которое оставила предыдущая власть, не должен забывать о необходимости обеспечения преемственности, наличия определенной инерционности в управленческих системах, огромном расстоянии между желаемым и действительным.

На размышления меня натолкнуло интервью министра труда и социальной политики Украины Людмилы Денисовой, напечатанное в газете "День" 17 января 2008 года: вызвал удивление тезис о том, что государственную службу занятости следует перепрофилировать на создание новых рабочих мест.

Любому экономисту известно, что рабочие места в рыночной экономике создают в основном предприниматели, бизнес. Их количество определяется, прежде всего, инвестициями, ставками налогов, кредитно-денежной политикой, экспортом, привлекательностью предпринимательской среды. К тому же, создание новых рабочих мест стоит немалых денег. Так, Комиссар по вопросам занятости и социально-экономического развития Евросоюза госпожа Далия Грибаускайте отметила, что в 2007-2008 годах в странах Западной Европы планируется создать 3,5 млн. рабочих мест, на что необходимо 54 млрд. евро. Следовательно, стоимость создания одного современного рабочего места составляет 15,4 тыс. евро, а один миллион рабочих мест соответственно стоил бы 15,4 млрд. евро или приблизительно 100 млрд. грн., что можно сравнить по размеру с Государственным бюджетом Украины в 2005-2006 годах. Исходя из этого, нельзя считать корректной постановку вопроса по поводу возложения ответственности за создание рабочих мест и их перепрофилирования на государственную службу занятости.

Следует учитывать, что на современном этапе развития экономики в Украине проблема безработицы уже не является такой острой - ее уровень, измеряемый по методологии Международной организации труда, приближается к естественному и составляет 6,2% и является меньшим, чем в Евросоюзе в целом, и ниже, чем в большинстве стран, входящих в него. Не пытаясь уменьшить болезненность этой проблемы для тех наших соотечественников, кто очутился в состоянии безработицы, все же подчеркну, что самой острой на современном рынке труда Украины является другая проблема - низкий уровень зарплаты. Изо всех вакансий, о наличии которых работодатели проинформировали центры занятости в прошлом году, свыше 40% предлагали зарплату ниже прожиточного минимума. Средняя заработная плата в Украине меньше аналогичного показателя не только в большинстве развитых стран Евросоюза, но и в Румынии, Беларуси, Российской Федерации, Болгарии, Польше. Именно это, скорее всего, вызывает массовую миграцию рабочей силы из Украины, ее сегодняшний дефицит в некоторых отраслях и регионах и, возможно, может вызвать кризис в будущем.

Недовольство автора вызывал тот факт, что государственная служба занятости трудоустроила один миллион безработных не на новые, а на ранее созданные рабочие места. По моему мнению, это является достижением, а не недостатком. Функции государственной службы занятости определены украинским законодательством и международными актами этого направления, в частности, Конвенцией №88 Международной организации труда. Главной функцией, возложенной на службу занятости, является именно посредничество в трудоустройстве. В таком контексте содействие миллиону граждан в устройстве своей жизни, организации собственного дела и на этой основе - повышения их благосостояния является неопровержимым достижением украинского государства.

Отечественное законодательство определяет как одну из важных задач центров занятости - обеспечение социальной защиты безработного населения. Поэтому государственная служба занятости, которая, кстати, является исполнительной дирекцией страхового фонда на случай безработицы, не может не заботиться о выплате помощи по безработице, размер которой определяется не службой занятости, а отечественным законодательством и сторонами социального диалога - профсоюзами, работодателями, правительством с учетом требований международных конвенций. В частности, для застрахованных лиц минимальный размер помощи по безработице должен составлять 40-65% минимальной заработной платы. По данным Госкомстата Украины, средний размер помощи по безработице составлял в прошлом году 294,3 грн., а в аграрных регионах - 230-250 грн. Считать это слишком большой суммой, учитывая инфляционные процессы в государстве, как говорят, язык не поворачивается.

Что касается ее сравнения с зарплатой отдельных работников бюджетной сферы, то напомним, что последняя устанавливается решениями Кабинета Министров Украины и не может быть меньшей установленного размера минимальной зарплаты. Поэтому вполне логичным является вывод: необходимо увеличивать уровень зарплаты (в том числе, минимальной), а не задавать вопрос о вроде бы слишком большом размере помощи по безработице. К тому же, после введения в Украине в 2001 году обязательного государственного страхования на случай безработицы, помощь по безработице потеряла свое содержание подачки, которую человек должен просить, протянув руку, у власть предержащих. Она превратилась, как в большинстве развитых стран, в цивилизованное средство страхования риска потери работы с возмещением застрахованному лицу части потерянного заработка.

Говоря о государственной политике занятости, инструментом которой является государственная служба занятости, бесспорно, следует подчеркнуть необходимость немедленного решения целого ряда проблем. Среди них главными являются развитие и сохранение трудового потенциала страны, повышение его конкурентоспособности и обеспеченности высокотехнологическими рабочими местами, формирование социальной ответственности бизнеса, в частности, усиление защиты работников от своеволия работодателей, преодоление огромного профессионально-квалификационного дисбаланса между спросом на рынке труда и подготовкой кадров учебными заведениями. И, бесспорно, стержневым вопросом остается размер оплаты труда, без многократного и неинфляционного увеличения которой Украина не достигнет социально-экономического прогресса.

Необходимо также устранить те перекосы, о которых шла речь в интервью, - когда некоторым безработным выгоднее стоять на учете в центре занятости, чем искать работу. Это нуждается во внесении изменений в законодательство. Кстати, Минтруда, Федерация профсоюзов Украины при участии научных работников разработали проект изменений такого направления, соответствующий закон в 2007 году принят Верховной Радой, но по известным причинам не вступил в силу.

Перевод статьи Семена Бандура
"Низька зарплата - найбільша проблема
ринку праці. Декілька шляхів вдосконалення
державної політики зайнятості"
,
источник: газета "День" №15,
вторник, 29 января 2008
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи