Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Работа - не волк, а рабочий? // Профориентация
Профориентация в Украине / Статьи / Работа - не волк, а рабочий?

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Профориентация в Украине

17.04.2008 Работа - не волк, а рабочий?

Украина теряет рабочие кадры. По крайней мере, в промышленных регионах востока и юга страны их дефицит к 2015 году может достичь 30%. И противопоставить этим неутешительным прогнозам почти ничего. "Бои местного значения", которые ведут с этой проблемой заведения профтехобразования, служба занятости, отдельные промышленные предприятия, выглядят обреченными на поражение без системных шагов со стороны государства.

Иван Шарапа

Иван Шарапа, заместитель начальника управления образования и науки Черкасской облгосадминистрации

Иван Шарапа, заместитель начальника управления образования и науки Черкасской облгосадминистрации, приводит такие цифры: "В общей структуре спроса на специалистов 80% составляют сотрудники рабочих профессий, 12% младшие специалисты и только 8% - специалисты с высшим образованием. А распределение учеников и студентов по уровню учебных заведений обратно пропорционально: 69% - в вузах 3-4 уровня аккредитации, 16% - в вузах 1-2 уровня аккредитации, 15% в средних профессионально-технических заведениях". Эта давняя настроенность на получение высшего образования, по мнению господина Шарапы, сохраняет актуальность. Между тем, один взгляд на "Барометр профессий" в Черкасском городском центре занятости должен наводить на некоторые мысли. "Специалистов-станочников: токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, - а также мастеров по ремонту оборудования, газоэлектросварщиков и специалистов еще нескольких направлений трудоустроили бы в течение одного дня! - убеждает директор центра Анатолий Казаев, - но в том и проблема, что трудоустраивать некого!"

Причин проблемы угрожающего уменьшения числа специалистов рабочих специальностей - немало, в том числе и на наивысших уровнях власти. Обойдем здесь общее состояние экономики, изменения в структуре производства и другие родственные факторы, которые в основном определяют состояние рынка труда. Хотя, складывается впечатление, что настоящей ситуации на нем ни ныне, ни в хотя бы ближайшем будущем, никто не знает. Странно, но изучение перспективных потребностей территорий в рабочих кадрах положено на... систему профтехобразования. "Мы и так это делаем давно, для собственного понимания направлений последующего развития, - говорит Иван Шарапа, - но общегосударственный мониторинг потребностей в рабочей силе должны вести совсем другие структуры, мы должны учить, опираясь на его результаты. Между тем, системного изучения рынка труда нет". Свой "взнос" в углубление проблемы с такими нынче необходимыми кадрами внесли и сами работодатели, которые в условиях временного избытка рабочей силы за несколько лет стали очень привередливыми. Теперь же, не вложив хотя бы толики усилий, пытаются получить рабочих 5-6 разряда, с допусками, сертификатами и тому подобное. Условия, предлагаемые работодателями начинающим, часто находятся за гранью здравого смысла и трудового законодательства - мизерные зарплаты (часто "конвертированные"), ограничение в отпусках, больничных и т.д. В силу этих обстоятельств, по словам Ивана Шарапы, через год оставляют работу 20% выпускников заведений профтехобразования.

А вот другой, "образовательный" фактор. По словам Ивана Шарапы, ощутимый удар по привлекательности труда рабочих наносит "профильная" система обучения в общеобразовательных школах. В Черкассах специализированных школ - треть от общего количества, в остальных практикуются профильные классы с углубленным изучением предметов, но, понятно, таких, которые не имеют отношения к производственному ремеслу. Из-за возможности корректировать учебные программы в соответствии с профилем обучения произошло массовое вытеснение из школьных расписаний именно трудового обучения. И, как говорит Иван Шарапа, если 60% шестиклассников интересуются возможностью учиться ремеслу или рукоделию, то к выпускным вечерам этот интерес падает до "нуля".

Юрий Кулиш

Юрий Кулиш, директор Черкасского профессионального лицея (ЧПЛ)

Директор Черкасского профессионального лицея (ЧПЛ) Юрий Кулиш объясняет: "Упрощение доступа к высшему образованию обернулось не только уменьшением числа учеников в системе профтехобразованя и, соответственно, будущих рабочих кадров, но и поразительным снижением качества и авторитета самой высшей школы.

Из образовательной отрасли она превратилась в коммерческую индустрию, которая, к тому же, напрасно расходует огромные государственные средства. Мало того, что часто вузы готовы выдавать (продавать? - прим авт.) дипломы тем, кто и эту аббревиатуру пишет как "ВУС", они взялись и за подготовку ...рабочих. И не имеет значения, что соответствующей материальной базы у них нет, зато есть очередной дополнительный заработок". Можно вспомнить в связи с этим и не такую давнюю инициативу предоставлять высшее образование парикмахерам.

Анатолий Казаев

Анатолий Казаев, директор Черкасского городского центра занятости

Все названные (и не названные) факторы действуют не первый год. Не первый год специалисты предупреждают об их угрозах, которые только сейчас стали очевидными для тех, кто должен принимать решения на государственном уровне. Специалисты системы профтехобразования очень надеются, что внешнее независимое оценивание знаний, которое внедряется в этом году, постепенно вернет школьникам и их родителям ощущение реальности относительно будущей профессиональной деятельности. По словам директора Черкасского городского центра занятости Анатолия Казаева, после паузы, затянувшейся на несколько лет в профориентационной работе с молодежью, служба занятости вернулась к ней опять, делая акцент именно на рабочих специальностях. Для безработных старшего возраста создаются условия обучения или переобучения по таким специальностям непосредственно на рабочих местах, что дает возможность работнику быстрее адаптироваться к специфике и условиям новой работы. Позитивного эффекта специалисты службы и работодатели ожидают от принятого Кабинетом Министров Украины 19 марта этого года Постановления №223 "Отдельные вопросы предоставления работодателям дотации для обеспечения молодежи первым рабочим местом". Правда, перечень рабочих специальностей для создания дотационных рабочих мест - всего 6, - по мнению Ивана Шарапы да и других собеседников, очень короток. Немногим более средств из Государственного бюджета в последние годы поступает и на переоснащение материальной базы заведений профтехобразования. В Черкасской области в этом году новой техники на 4 миллиона гривен сможет приобрести Лысянский профессиональный аграрный лицей. Да и сами педагоги давно работают над тем, чтобы их выпускники отвечали современным требованиям рынка. Судя по тому, что за списками будущих выпускников строительных специальностей ЧПЛ охотятся столичные фирмы, учебное заведение можно только поздравить.

Татьяны Андриенко

Татьяна Андриенко, заместитель директора по кадрам Черкасского приборостроительного завода

Но сделанного - чрезвычайно мало, чтобы ожидать заметных результатов. Потому что, как отметил директор ЧПЛ Юрий Кулиш, ни в одной политической программе не звучит тезис о повышении авторитета рабочих профессий - ни в Президентской "10 шагов навстречу людям", ни в "Украинском прорыве". А инерция мышления продолжает давать о себе знать даже в новых размерах стипендий: для студентов вузов предусмотрено повышение в 2,6 раза, техникумов - 2,4, а для учеников профтехобразовательных заведений - всего в 1,9 раза. По мнению заместителя директора по кадрам Черкасского приборостроительного завода Татьяны Андриенко, государство должно было бы создать налоговые стимулы для работодателей, которые за собственные средства обучают кадры и создают для молодых работников надлежащие социально-бытовые условия, скажем, предоставляют общежития или строят социальное жилье. И все, что касается возвращения авторитета рабочим специальностям и престижа труда, все собеседники считают безотлагательными мерами. Потому что, еще немного, и обеспечивать показатель "прироста промышленного производства", с которого начинаются отчеты на всех - от районного и до государственного - уровнях будет некому.

Перевод статьи Оксаны Колесник
"Робота - не вовк, а робітник?",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи