Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Продай себя сам // Профориентация

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Профориентация в Украине

19.05.2008 Продай себя сам

На прошлой неделе (март 2008 г.) в Луганске состоялось заседание Координационного совета по вопросам предпринимательства, где собрались представители городской власти, бизнеса и государственных структур - Луганского городского центра занятости и регионального управления "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству".

Как ни странно, но обсуждали не развитие предпринимательства (чего ждали все присутствующие, ориентируясь на направленность Координационного совета), а несколько другие, но не менее насущные проблемы. Мероприятие было посвящено, с одной стороны, проблеме безработицы, а с другой - проблеме кадров. Их обсуждение предшествовало ярмарке вакансий, организованной Луганским городским центром занятости совместно с Восточноукраинским национальным университетом имени Владимира Даля.

Безработицы нет - есть кадровый голод

Из дискуссии был четко выделен один факт. Ситуация по безработице и кадрам в областном центре вырисовывается сложная и специфическая. И это - несмотря на то, что официальный уровень безработицы в Луганске составляет всего 0,4%. Оказывается, то, что неработающего населения в городе менее одного процента, положительной динамикой все же считать нельзя. Дело в том, что из-за низких зарплат специалисты предпочитают работать в более выгодной сфере - и уходят, например, в торговлю. А работодатели сбиваются с ног в поисках квалифицированных кадров, которые в последние годы стали "дефицитными", - инженеров, машиностроителей, бухгалтеров.

По информации директора городского центра занятости Елены Шулики, в 2007 году почти 22 тысячи вакансий было заявлено двумя с половиной тысячами работодателей. А вот на учете в Центре состояли всего восемь тысяч рабочих. Причем львиная доля заявленных работодателями вакансий - это крайне дефицитные сегодня специальности, такие как рабочие профессии, специальности инженерных и конструкторских направлений. Практически нет проблем с персоналом у супермаркетов и гипермаркетов - в сферу торговли молодежь идет охотно из-за неплохой, по городским меркам, зарплаты и незамысловатости работы. А вот работа, где нужно обладать логическим мышлением, амбициями и узкими профессиональными навыками, у молодежи непопулярна. Проще говоря, на завод почти никто не идет.

А тем временем, как раз в промышленности и не хватает молодежи. Директор одного из предприятий в ходе дискуссии посетовал, что в инженерном отделе завода работают специалисты, которым по 50-55 лет. Конечно, свою работу они делают качественно, но им нужна достойная смена - те, кто сегодня будут перенимать опыт, а завтра поднимать производство на предприятиях.

Куплю специалиста

После мероприятия состоялась ярмарка вакансий, где будущие выпускники Восточноукраинского национального университета имени В.Даля могли пообщаться с работодателями тет-а-тет и заполнить анкеты на интересную для себя вакансию. Организаторы решили таким путем убить двух зайцев: помочь молодежи, "разуверившейся" в том, что без опыта на работу не берут, а с другой стороны - помочь работодателям найти сотрудников "здесь и сейчас".

Оказалось, что все без исключения работодатели-промышленники готовы брать на работу выпускников вузов - лишь бы те работали с интересом и на результат. Примечательно, что в ярмарке вакансий участвовали многие крупные предприятия Луганска: ООО "Эпицентр-К", ЧП "Регион-медиа", ОАО "Луганский электроаппаратный завод", ОАО "Инженерно-строительная компания", украинская страховая компания "АСКА", ОАО "Луганский энергозавод", ООО "Ремик-ЛТД", ОАО "Стахановский завод технического углерода", ХК "Лугансктепловоз", ЗАО "Лугцентрокуз", а также некоторые филиалы банков. Причем представителями от этих компаний чаще всего были непосредственно их директоры.

"Совсем не оценки в дипломе меня интересуют, - поделился с "РГ" участник ярмарки вакансий, генеральный директор одного из крупных заводов, сотрудничающих с предприятиями Бельгии, Дании, Германии. - В первую очередь я смотрю на блеск в глазах соискателя, спрашиваю, что он хочет от жизни и какой видит свою карьеру в будущем". Кстати, такого же мнения придерживались и другие участники ярмарки.

Например, Ирина Зубарева, ведущий оценщик Украины, представляющая собственную компанию "Оценочная фирма "Агентство Ценз", на ярмарку пришла с большой надеждой найти перспективных сотрудников. На вопрос о том, пробовала ли она искать их при помощи более традиционных способов - через объявления или кадровые агентства, Ирина ответила: "Дело в том, что мой бизнес очень специфичный - в нем легко работать только очень коммуникабельному и активному человеку.

И по объявлению, и из кадровых агентств обычно приходят вялые соискатели, которые ждут, что им работа сама свалится на голову. Здесь же, на ярмарке, я устраиваю мини-собеседование, и есть возможность сразу же выделить для себя молодого человека "с искрой". Мне неважно, на кого он учится, мне неважно, сколько ему еще осталось учиться. Меня не смущает ни его молодость, ни отсутствие опыта. Всему научим. Если я увижу в нем потенциал и те качества, которым должен соответствовать сотрудник моей фирмы, - я готова пойти на любой компромисс, ждать. Он сможет подрабатывать у нас без отрыва от обучения с перспективой после выпуска из университета стать полноценным специалистом".

Поколение next

Подводя субъективные итоги ярмарки, думаем о том, что странная и двусмысленная сложилась ситуация: соискатели считают, что достойную работу найти сегодня трудно, а у каждого работодателя тем временем пустует аж несколько вакансий. Многие работодатели считают, что молодежь попросту не хочет работать там, где нужно много думать или трудиться физически. Но, вместе с тем, уверены, что это относится далеко не ко всем молодым людям. Ведь именно сегодня социологи отмечают, что в молодежной среде появилось новое поколение молодых, целеустремленных и амбициозных карьеристов.

Именно таких и готовы "оторвать с руками и ногами" работодатели. Несмотря на то, что у этих "карьеристов", может быть, реальных наработок пока ноль - только одни амбиции, активная жизненная позиция и сумасшедшая энергия. Некоторые из работодателей признались, что пришли на ярмарку потому, что помощь кадровых агентств себя полностью не оправдала. Помимо того, что их услуги стоят недешево (до 5 тысяч гривен за подбор специалиста), трудно найти кандидата коммуникабельного и активного. Может быть, как раз потому, что такие ищут работу самостоятельно. И, как правило, очень быстро находят.

Елена Старых,
источник: "Реальная газета"

Перейти выше: Статьи