Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Теоретическо-методологические основы мониторинга качества профессиональной подготовки // Профориентация
Профориентация в Украине / Статьи / Теоретическо-методологические основы мони...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Профориентация в Украине

01.10.2007 Теоретическо-методологические основы мониторинга качества профессиональной подготовки

Проблема мониторинга широко освещалась в теории управления общеобразовательной школой. В многочисленных научных работах рассмотрена сущность, направления, технологические основы деятельности мониторинга (1-4,6). Эти работы полностью могут быть использованы для управления высшими учебными заведениями. Но проблема мониторинга в управлении ВНЗ еще не нашла окончательного решения.

Главным остается вопрос сути мониторинга. В классической теории управления широко распространено такое понятие как "контроль". Как известно, контроль рассматривают как одну из функций управления, направленную на решение трех задач - определение отклонений фактических результатов управления от предусмотренных, выяснение причин расхождения цели и результатов управления, определения содержания регулирующей деятельности путём минимизации имеющихся отклонений (5).

Часть научных работников (2) фактически отождествляет мониторинг с контрольно-аналитической деятельностью, что значительно расширяет его границы и не позволяет определить его принципиальные особенности.

На это нужно заметить, что контроль является составляющей управленческого цикла, он направлен на организацию реализации плана работы и его цели. В связи с этим контроль имеет ситуативный характер и является непродолжительным по времени реализации. Контроль связан с микроэлементами образовательной системы, а мониторинг связан с функционированием всей системы. Мониторинг предшествует планированию и принятию решений.

При этом необходимо добавить, что мониторинг направлен на основные параметры учебного заведения и имеет статус исследования, а не эмпирического сбора материала. Он имеет комплексный, системный характер и создает условия для планирования - годового, перспективного, стратегического.

Мониторинг реализуется посредством комплекса методов и четко разработанных процедур. В отличие от контроля, который каждый год направлен на новые объекты, мониторинг направлен на одни и те же объекты и периодически повторяется.

Приведенные положения позволяют определить мониторинг как систему мероприятий по сбору и анализу информации с целью изучения и оценки качества профессиональной подготовки и принятия решений о развитии учебно-воспитательного процесса на основе анализа выявленных типичных особенностей и тенденций.

Мониторинг связан:

  • с качеством образования;
  • с управлением качеством образования;
  • с культурой оценки;
  • управленческими решениями и стратегическим менеджментом.

В международном стандарте ISO 9000-2000 качество рассматривается как степень соответствия совокупности собственных характеристик продукции, процесса или системы сформированным потребностям и ожиданиям, общепринятым или обязательным. Это определение позволяет сделать важный вывод о связи качества и, соответственно, мониторинга со стандартами, эталонами, нормами.

Качество - это свойство, которое реально удовлетворяет потребителя. Однако потребности и ожидание потребителя могут изменяться, поэтому качество является переменной величиной. Это свойство влияет на осуществление мониторинга.

Важным условием эффективности мониторинга является соответствие его процедур требованиям культуры оценки, которую характеризуют:

  • наличие четких критериев оценки;
  • разработка процедур оценки;
  • наличие квалифицированных экспертов;
  • разработка форм фиксации информации в ходе мониторинга;
  • разработка временных характеристик оценки;
  • связь оценки с системой принятия управленческих решений.

Мониторинг является составляющей управления качеством образования. Управление качеством образования - это система определенных организационных процедур, которая обеспечивает качество всех основных составляющих образовательного процесса - его целей, содержания образования, деятельности преподавателей, деятельности студентов, материальной базы, организации образовательного процесса, оценки качества образования.

Мониторинг опосредствованно и непосредственно влияет на качество образования. Опосредствованное влияние связано с тем, что мониторинг обеспечивает управление информацией, необходимой для принятия решений, а непосредственное влияние связано уже с осуществлением этих решений. Непосредственное влияние обеспечивают сами процедуры мониторинга. Так, например, если студентами систематически проводится оценка организации учебного процесса, деятельности преподавателей, то сам факт осуществления мониторинга обеспечивает управленческое влияние. Преподаватели начинают корректировать свою деятельность соответственно критериям, по которым они оцениваются.

В наше время повышение эффективности высшего образования связывают со стратегическим менеджментом. При таком подходе к управлению присущи связь управленческой деятельности с задачей высшего учебного заведения, учетом требований среды, внешних угроз, учетом слабых мест, анализ внешних и внутренних возможностей, учет возможных осложнений, формирование готовности работников к нововведениям, определение средств приближения к цели и результатов управления. Учет особенностей стратегического менеджмента позволяет определить место, цели, направленность мониторинга в современной системе управленческой деятельности.

Рассмотренные особенности мониторинга, его место в управленческой деятельности позволяют определить основные его направления:

  • мониторинг контекста образовательного процесса;
  • мониторинг ресурсов образовательного процесса;
  • мониторинг хода образовательного процесса;
  • мониторинг результатов образовательного процесса.

Мониторинг контекста образовательного процесса предусматривает отслеживание главных социальных факторов, которые влияют на функционирование учебного заведения. К этим факторам нужно отнести наличие социальных и индивидуальных потребностей в подготовке специалистов той или другой специальности, объемы подготовки специалистов той или другой специальности в регионе, а иногда и в стране, стоимость обучения в других учебных заведениях, возможности для трудоустройства выпускников и тому подобное.

Главными объектами мониторинга являются: качество образования (ход процесса), выполнение учебных планов (ход процесса); качество деятельности преподавателей (ход процесса); качество управления (ход процесса); качество материально-технического обеспечения (ресурсы процесса); качество усвоения учебных дисциплин (результаты процесса); формирование личных качеств у выпускников (результаты процесса); деятельность выпускников (результаты процесса).

В процессе мониторинга качества высшего образования можно выделить такие уровни: кафедральный, факультетский (институтский), университетский, региональный, государственный, континентальный, мировой. Практическая реализация заданий мониторинга высшим учебным заведением осуществляется на первых трех уровнях - кафедральном, факультетском, университетском.

Формирование целостной системы мониторинга вуза предусматривает определение общих направлений и конкретных параметров, которые будут отслеживаться. Общие направления заключаются в следующем - чем ниже уровень мониторинга, тем больше параметров, которые отслеживаются, и тем они конкретнее.

К показателям университетского уровня можно отнести:

  • процент выпускников, трудоустроенных за специальностями;
  • процент выпускников, которые работают за специальностью через 1, 3, 5 лет по сле окончания вуза;
  • оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности руководителем (высокий, средний, низкий уровень);
  • самооценка готовности выпускников к профессиональной деятельности (высокий, средний, низкий уровень);
  • уровень заработной платы выпускников;
  • обеспеченность выпускников жильем.

К показателям институтского (факультетского) уровня можно отнести:

  • соответствие личных качеств выпускников требованиям профессии;
  • соответствие профессиональных знаний выпускников требованиям профессии;
  • соответствие профессиональных умений выпускников требованиям профессии;
  • способность выпускников к инновационной деятельности;
  • рейтинг выпускников среди работников учреждения;
  • уровень заболеваемости выпускников;
  • личные достижения выпускников (награды, звание, изобретения, научные работы, степени).

К показателям кафедрального уровня можно отнести:

  • наличие у выпускников основных структурных компонентов знаний и умений (соответственно квалификационной характеристике и перечню компетенций специалиста);
  • позитивные черты в работе выпускников;
  • недостатки в работе выпускников;
  • отношение подчиненных (или учеников) к выпускникам;
  • обращение коллег по работе к выпускникам;
  • отношение руководителей к выпускникам.

Во время использования предложенных критериев нужно учитывать, какой из подходов находится в основании системы подготовки специалистов в учебном заведении. Если это подход к знаниям, то мониторинг направлен именно на знание и умение выпускников. А если это подход к компетенции, то мониторинг направлен именно на оценку компетенции специалистов, которые соединяют знание и умение.

Реализация заданий мониторинга предусматривает разработку его научно-практических инструментов. Наиболее целесообразными для решения задач мониторинга являются методы опроса, экспертная оценка, наблюдение, изучение документации. Приведем примеры анкет для опроса выпускников и их руководителей.

Анкета для оценки качества профессиональной деятельности выпускника высшего учебного заведения

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Избранный вариант ответа обведите или впишите свой вариант.

Фамилия, имя, отчество выпускника

Год выпуска

Место работы

Должность

  1. Отвечают ли личные качества выпускника избранной специальности?
  2. 1) отвечают; 2) частично отвечают; 3) не отвечают.

  3. Отвечают ли приобретенные выпускником в вузе профессиональные знания и умения требованиям профессии?
  4. 1) отвечают; 2) частично отвечают; 3) не отвечают.

  5. Какие инновационные технологии внедрял выпускник за период его работы в Вашей структуре?
  6. Какое место в рейтинге среди работников занимает наш выпускник?
  7. Укажите личные достижения нашего выпускника (награды, звания, изобретения, научные работы, степени).

Фамилия, имя, отчество руководителя учреждения

(место для печати)

Искренне благодарим за помощь!

Анкета для выпускников университета

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Избранный вариант ответа обведите или впишите свой вариант

Фамилия, имя, отчество выпускника

Год выпуска

Специальность

  1. Работаете ли Вы по специальности?
  2. 1) работаю (укажите место работы)

    2) не работаю (укажите почему)

  3. Отвечает ли уровень Вашей подготовки требованиям, необходимым для выполнения Ваших обязанностей?
  4. 1) отвечает; 2) в основном отвечает; 3) не отвечает

  5. Какие новые идеи предложили Вы, работая на данной должности?
  6. Почувствовали ли Вы как молодой специалист поддержку коллектива?
  7. 1) так (в чем она заключается?) 2) нет

  8. Удовлетворяет ли Вас уровень заработной платы?
  9. 1) удовлетворяет; 2) не совсем удовлетворяет; 3) не удовлетворяет

  10. Способствуют ли условия труда, созданные в коллективе, повышению уровня Вашей профессиональной подготовки?
  11. 1) максимально способствуют;

    2) в основном способствуют;

    3) иногда способствуют;

    4) не способствуют.

Искренне благодарим за помощь!

Таким образом, теоретико-методические основы мониторинга качества профессиональной подготовки объясняют его сущность и особенности, определяют место мониторинга в управлении высшим учебным заведением, мотивируют его направления и содержание, определяют его технологические основы.

В дальнейшей разработке нуждаются проблемы определения субъектов мониторинга, теоретические модели деятельности выпускников учебных заведений, на которые нужно ориентировать мониторинг, определение путей реализации выводов и решений, разработанных в результате мониторинга.

Литература:

  1. Качалова Л.П. Педагогический мониторинг: Процессы интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - №6. - С.31 - 34.
  2. Курлехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: Учебное пособие для студентов факультетов дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 112 с.
  3. Моніторинг стандартів освіти / За ред. Альберта Тайджмана і Т.Невілла Послтвейна. - Львів: Літопис, 2003. - 328 с.
  4. Моніторинг якості освіти: світові досягнення та українські перспективи / За заг. ред. О.І.Локшиної - К.: К.І.С., 2004. - 128 с.
  5. Хриков Є.М. Управління навчальним закладом: Навч. посіб. - К.: Знання, 2006. - 365 с.
  6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Росийское педагогическое агентство, 1998. - 35
Перевод статьи Евгения Хрыкова
"Теоретико-методологічні засади
моніторингу якості
професійної підготовки",

источник: Всеукраїнська експертна мережа
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи