Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Правильный выбор - залог успеха // Профориентация
Профориентация в Украине / Статьи / Правильный выбор - залог успеха

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Профориентация в Украине

07.07.2008 Правильный выбор - залог успеха

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного профессионального консультирования, направленного на помощь подростку в этом, отвечает общественным и личностным требованиям, делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

Об этом мы говорим с Валентином Васильевичем Рыбалкой, доктором психологических наук, который считает, что самое главное в жизни - быть творческим и духовно развитым человеком.

- Валентин Васильевич, как вы считаете, почему в последнее время выросла актуальность проблемы профориентации? Как изменились взгляды на ее задачу?

- По обыкновению выбор профессии молодыми людьми происходит на основе внешней привлекательности, например, по уровню зарплаты, имиджа учреждения, престижности профессии, по примеру родителей, друзей и т.п. Но при этом часто игнорируются, пренебрегаются качества собственно личности. Последнее происходит потому, что человек, как правило, лучше знает объективную действительность (учебный предмет, свою одежду, рабочее место и т.д.), чем свои субъективные психологические свойства.

Спросите, например, у школьника, какой у него коэффициент интеллектуальности (IQ), тип темперамента или характера, структура интересов, смысл жизни и т.п., и в ответ вы услышите очень печальную и призрачную оценку самого себя. Вместе с тем большинство современных профессий являются очень сложными и также нуждаются в тщательном глубинном познании, и вдобавок их количество достигает тысяч. Поэтому так важно найти свой, "родной труд", как говорил еще в свое время Г.С.Сковорода. А неудачный выбор профессии приводит к неудовольствию собой, неэффективности работы, неудачной карьеры, безработице и, более того, - к страданиям от профессиональных болезней. А если прибавить к этому, что структура профессий стремительно изменяется, нужны еще и мобильность, гибкость, готовность к своевременному изменению специальности, то проблема выбора усложняется. Именно поэтому значительной части людей нужна профессиональная квалифицированная помощь в решении этой проблемы, которую осуществляет система профориентации.

- Каким образом нужно работать с профориентатором, чтобы сделать правильный выбор относительно будущей профессии?

- Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы нужно провести большую внутреннюю работу. Научно-исследовательская работа профориентатора должна содержать несколько важных этапов.

Первый этап - профинформационный. Он разрешает получить максимум информации о профессиях, их содержании, статусе на рынке работы, уровень необходимого образования, перспективы трудоустройства, возможности продолжения обучения. На данном этапе профориентатор ознакомляет молодого человека с професиограммами и психограммами разных профессий.

Второй этап - профдиагностика, которая имеет целью выявления мотивов, интересов, склонностей и способностей человека к овладению профессии.

Третий этап - профконсультирование, предусматривающее предоставление помощи в выборе профессии на основе сопоставления професиограмм и психограмм с данными психодиагностики юной личности и установление степени соответствия между профессией и ее качествами.

В процессе консультации может осуществляться переориентация абитуриента из случайно выбранной на другую профессию (специальность), однако окончательный выбор остается за ним.

Четвертый этап - профессиональная апробация, во время которой происходит знакомство учеников с рабочими местами, их техническим оснащением; определяются и проверяются способности будущего работника непосредственно в трудовой деятельности, способность выполнять операции в определенной последовательности; соотносятся ожидания молодых людей с реальными условиями трудовой деятельности; осуществляется оценка ими самыми своих возможностей усвоение выбранной профессии.

Нужно заметить, что некоторые профессии нуждаются в продолжительной и основательной подготовке, обучении - в вузах, колледжах, профессионально-технических учреждениях, курсах и т.п. Поэтому, чем раньше человек осознает, что профессия выбрана несоответственно, тем более пользы он получит для себя и не будет тратить время.

Проблема выбора профессии является чрезвычайно важной и непростой. Существует множество сугубо технологических вопросов выбора профессии, которые может решить лишь опытный специалист-профориентатор.

Итак, необходимым является комплексный подход к профориентационной работе, который дает возможность каждому ученику осознанно подойти к выбору профессии.

- Благодарим Вас, Валентин Васильевич, за интересную беседу и чрезвычайно полезную информацию, которая пригодится тем, кто оказался перед важным выбором, от которого будет зависеть дальнейшая жизнь.

- От себя хотим прибавить - уважаемые читатели, отнеситесь с максимальной ответственностью к своему выбору. Не дайте закоренелым стереотипам или мысли посторонних взбить Вас из правильного пути. Прислушайтесь к себе, изберите ту профессию, которая будет приносить Вам удовлетворение и ощущение внутренней гармонии, а материальное вознаграждение за такую работу не заставит на себя долго ждать. От чистого сердца желаем Вам успехов в самоопределении!

Перевод статьи Ульяны Лысак
"Правильний вибір - запорука успіху",
источник: Куди піти навчатись. -
2008. - № 2(47). - с.30
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи