Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Станислав Николаенко: "Подготовка рабочего - совместное задание педагога, работодателя, органов местной власти" // Профориентация
Профориентация в Украине / Статьи / Станислав Николаенко: "Подготовка рабочег...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Профориентация в Украине

05.11.2007 Станислав Николаенко: "Подготовка рабочего - совместное задание педагога, работодателя, органов местной власти"

Недавно Кабинет Министров Украины принял распоряжение "Об одобрении плана мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих кадрах". Правительственное распоряжение предусматривает обновление материально-технического оснащения профессионально-технических учебных заведений, стимулирование участия работодателей в подготовке квалифицированных рабочих кадров и приведение профессиональной подготовки рабочих кадров в соответствие с современными технологическими процессами на производстве.

Станислав Николаенко

Министр образования и науки Украины Станислав Николаенко.

Прокомментировать такие позитивные сдвиги в украинском профессионально-техническом образовании мы попросили министра образования и науки Украины Станислава Николаенка.

- Станислав Николаевич, как Вы считаете, своевременно ли принятие этого решения для профессионально-технического образования? Чем оно обусловлено?

- Министерство образования и науки осознает важность заданий, реализуемых профтехобразованием, видит его основные проблемы и пытается их развязать. Ведь квалифицированная рабочая сила и развитая экономика - это ключевые и взаимосвязанные аспекты, с позиции которых нужно рассматривать состояние и перспективу развития профессионального образования Украины. А для современного же рынка труда характерно несоответствие спроса и предложения рабочих кадров. Особенную актуальность приобретают вопросы мобильности, конкурентоспособности и уровня квалификации рабочих. Спад объемов промышленного производства в недалеком прошлом привел к тому, что сеть профессионально-технических учебных заведений, которая готовила кадры для промышленности, пережила значительные изменения не в пользу развития отрасли. Профессионально-технические учебные заведения, готовящие рабочие кадры для этой отрасли, нуждаются сегодня в особенном внимании. Рассмотрение этого вопроса Кабинетом Министров Украины, по моему мнению, является актуальным и важным, поскольку проблема подготовки квалифицированных рабочих превратилась в общегосударственную проблему.

Хотел бы отметить, что в этом году вопросу подготовки рабочих кадров уделялось значительное внимание как Комитетом по вопросам науки и образования Верховной Рады Украины, так и правительством страны. Кабинет Министров Украины впервые принял важные решения, предусматривающие разработку программы поэтапного оснащения учебно-производственной базы государственных профессионально-учебных заведений на сумму свыше одного миллиарда гривен.

- Реализация одобренного плана мероприятий будет осуществляться только из государственного бюджета?

- Для обеспечения реализации этого плана мероприятий в проектах государственного и местных бюджетов, а также с привлечением инвестиций потенциальных работодателей-заказчиков кадров предусматриваются эти средства. Подготовка квалифицированного рабочего - это дорогой процесс, требующий значительных материальных, финансовых и интеллектуальных затрат. Сегодня бюджетное финансирование остается основным в обеспечении деятельности профтехучилищ. В отличие от предыдущих десятилетий, почти полностью исключено участие работодателей в подготовке рабочих кадров, что раньше составляло до 60 процентов от общих инвестиций. В новых экономических условиях распались связи училищ с предприятиями-заказчиками кадров, а новый механизм взаимодействия заведений профтехобразования с работодателями отсутствует.

Решение проблем подготовки квалифицированной рабочей силы тормозится также несовершенством механизма финансирования профтехобразования. Во всех высокоразвитых странах действует практика финансирования подготовки рабочих за счет определенных законодательством обязательных отчислений из доходов предприятий или многоканального и многоуровневого финансирования. Так, во Франции предприятия отчисляют для этого три процента, аналогично в Бельгии - 0,25 процента, а в Германии действует система двухканального финансирования. Очевидно, есть необходимость и нам подумать над усовершенствованием механизма финансирования профессионально-технического образования.

- На какой срок рассчитана эта программа и какие результаты ожидаются?

- В течение 2008-2012 лет государственные профессионально-технические учебные заведения сельскохозяйственного профиля, машиностроения и других отраслевых направлений будут обеспечены новым оборудованием, оснащением, сельскохозяйственной и другой техникой. Сегодня материально-техническое обеспечение ПТУЗов - острая проблема. Существующая учебно-материальная база училищ физически и морально устарела. В производственном процессе многих заведений почти нет нового оборудования, техники, современных инструментов и материалов, а обучение осуществляется по устаревшим технологиям. В учебном процессе используется 60 процентов оборудования, оснащения, сельскохозяйственной и другой техники с двадцатилетним сроком эксплуатации, 34 процента - от 10 до 20 лет, а 6 процентов - до 10 лет.

- Каковы же причины такого положения?

- Это ограниченное бюджетное финансирование. Бюджеты профтехобразования последних лет скорее являются бюджетами выживания, а не развития: 90 процентов расходов составляют заработная плата, стипендиальное обеспечение, питание, оплата за энерго-, тепло- и водоснабжение. Лишь до 10 процентов - это расходы на развитие учебного заведения.

Кстати, по итогам 2007 года будет проведен анализ деятельности государственных профессионально-технических учебных заведений Львовской, Харьковской областей и города Киева, переданных на финансирование из бюджетов этих областей и города.

Нужно отметить, что на данное время в стране функционируют 930 государственных ПТУЗов, подчиненных Министерству образования и науки Украины. Из них по отраслевым направлениям: 333 - для промышленности, 185 - для строительства, 142 - для сферы услуг, 270 - аграрного профиля. Кроме государственных, имеется еще 705 учебных заведений различной формы собственности.

Убежден, что программа на 2008-2012 годы даст возможность кардинально изменить состояние государственных профессионально-образовательных заведений. Будут созданы 300 центров профессионально-технического образования с внедрением инновационных технологий на базе государственных профессионально-технических учебных заведений. Кроме того, предусматривается обновление содержания профессионально-технического образования через внедрение государственных стандартов нового поколения по рабочим профессиям, издание современных учебников, пособий, учебно-методической и другой литературы, а также внедрение в учебно-производственный процесс научно-технических достижений и новейших технологий.

- Министерство образования и науки Украины совместно с Минтруда и местными органами власти проводили мониторинг региональных рынков труда. Учтены ли эти результаты в плане мероприятий?

- По результатам мониторинга региональных рынков труда осуществлены мероприятия по усовершенствованию сети и деятельности профессионально-технических учебных заведений. Создана оптимальная сеть училищ и сбалансированы спрос и предложение работников на рынке труда. До 2012 года будут разработаны региональные программы подготовки квалифицированных рабочих кадров. До конца 2007 года будет изучаться вопрос по поводу удовлетворения потребности рынка труда с учетом международного опыта.

- Не означает ли это, что мы позаимствуем модель какой-то страны?

- Ни в коем случае. Мы уже не один год внимательно изучаем международный опыт реформирования профессионального образования. Но здесь речь не идет о механическом перенесении той или иной модели, являющейся прогрессивной в другой стране. Целесообразным может быть сравнение идей, выявление возможных направлений внедрения инновационных технологий обучения. Но бесспорным для всех есть одно: повышение значимости профессионально-технического образования для молодежи.

- Как будет решаться вопрос трудоустройства выпускников профтехучилищ? Будет ли им предоставляться первое рабочее место?

- Несовершенство механизма обоснованного прогноза развития рынка труда, как в национальном, так и в региональном масштабе, не дает возможности выработать перспективные планы подготовки квалифицированных рабочих кадров по профессиональным направлениям. Это является одной из весомых причин неудовлетворительного трудоустройства выпускников ПТУЗов, обучавшихся по государственному заказу, по полученной профессии.

Министерство подготовило проект постановления Кабинета Министров Украины "О содействии трудоустройству выпускников профессионально-технических учебных заведений, обучавшихся по государственному заказу". В этом документе предусматривается обязательная отработка выпускниками ПТУЗов, обучавшихся по государственному заказу, определенного срока по полученной профессии с последующим внесением изменений в действующее законодательство.

- Планом мероприятий предусматривается внесение изменений в законодательные акты относительно участия работодателей в подготовке квалифицированной рабочей силы и привлечения к упомянутому процессу высококвалифицированных работников. Что это означает?

- МОН подготовило проекты Законов Украины "О внесении изменений в законодательные акты Украины (относительно участия работодателей в подготовке квалифицированной рабочей силы)", которыми предусмотрен законодательно урегулированный механизм предоставления материально-технической помощи государственным профессионально-техническим учебным заведениям.

Другой проект - "О внесении дополнений к статье 46 Закона Украины "О профессионально-техническом образовании" (относительно заинтересованности высококвалифицированных специалистов производства в участии в учебном процессе)", где предусматривается качественное усиление кадрового потенциала государственных профессионально-технических учебных заведений путем принятия на работу высококвалифицированных специалистов производства с зачислением времени предыдущей работы по специальности в педагогический стаж.

Как видите, качественная подготовка рабочего - общая проблема, решением которой необходимо заниматься комплексно. Педагогическим коллективам, работодателям, бизнесу, органам местной власти и самоуправления необходимо объединить усилия в деле подготовки качественного потенциала квалифицированных рабочих в современных условиях и не возлагать весь груз только на государство.

Перевод статьи
"Станіслав Ніколаєнко: "Підготовка робітника -
спільне завдання педагога,
роботодавця, органів місцевої влади"
,
источник: Пресс-служба МОН
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи