Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Вся правда про профессиональную ориентацию // Профориентация
Шаг к самоопределению / Статьи / Вся правда про профессиональную ориентацию

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Шаг к самоопределению

04.07.2007 Вся правда про профессиональную ориентацию

Сейчас очень часто можно услышать о необходимости профориентации как о панацеи для молодежи: и профессию нужную благодаря ей можно получить, про свои наклонности и способности узнать, и в случае неправильного выбора получить новую специальность. Но что же все-таки значит профориентация, как она проходит и где?

Профессиональная ориентация - это научная дисциплина, которая помогает человеку выбрать будущую профессию с учетом всех своих способностей, нужд и желаний. Профориентация также содержит технологию развития у человека позитивного отношения к труду.

Раньше профессиональная ориентация (в том числе ее психологические аспекты) рассматривалась с точки зрения временной помощи старшекласснику в его профессиональном самоутверждении для выбора профессии раз и навсегда.

Но оказалось, что на практике такой путь не приносит желаемых результатов. Ведь когда советы и даже требования профориентатора начинал исполнять конкретный выпускник с собственными взглядами, определенным опытом, уникальным набором индивидуальных качеств, достичь прогнозированного позитивного результата было невозможно. Более того, стремление действовать в соответствии с конкретными требованиями может привести к непредсказуемой ситуации - профессия вроде выбрана правильно, а при обучении появляется недовольство нею, что приводит к внутреннему конфликту личности. Это происходит потому, что человек постоянно развивается, и та профессия, которая устраивала его три года назад, больше ему не подходит. Профессиональная ориентация не заканчивается выбором профессии, она актуальна на протяжении всей жизни.

В процессе профориентации проводится работа профориентолога, в которую он вовлекает учеников на всех этапах их обучения. Работа по профориентации охватывает такие этапы: информационный (профобразование), диагностический, консультирование, трудовые пробы, собеседования.

Первый этап - информационный. Прежде чем выбрать профессию, абитуриенты должны получить максимум информации о профессиях, их сути, статусе на рынке труда, уровнях образования, перспективах трудоустройства, возможностях продолжения обучения.

Второй этап - диагностика. Для того, чтобы избрать какую-либо конкретную профессию, абитуриент должен определить свои способности, интересы, понять, осознать до конца свой выбор.

Третий этап - консультирование. Предусматривается, что в течение консультаций каждый абитуриент получит индивидуальную консультативную помощь в выборе профессии с использованием профессиограм и психограм. Также проводится работа со Схемой анализа профессий. В процессе консультаций может происходить переориентация абитуриентов на другую профессию (специальность), если выбранная ними профессия неактуальна или не соответствует способностям абитуриента, однако окончательный выбор всегда остается за ним.

Четвертый этап - трудовые пробы. На этом этапе мастера производственного обучения или педагоги проводят практику с абитуриентами, которые первично определились с профессией (специальностью), в лабораториях и учебно-производственных мастерских учреждений профессионального обучения. Во время трудовых проб абитуриенты знакомятся с рабочими местами, их техническим оснащением, сравнивают свои ожидания с реальными условиями трудовой деятельности; оценивают свои возможности в выбранной профессии.

Пятый этап - собеседование. Администрация и работодатели общаются индивидуально с каждым абитуриентом. Цель собеседования - определить, готов ли абитуриент работать, и в случае его готовности предложить ему вакансию.

Услуги профориентации обычно предоставляются специалистами Государственной службы занятости в городских и областных центрах занятости.

Все вышеперечисленное касается тех, кто еще вовсе не знает, кем ему работать и не имеет соответствующего образования. А как же быть тем, кто уже имеет образование, но так и не смог трудоустроится по специальности?

С людьми, у которых возникает необходимость в переквалификации и поиске новой работы, профориентологи работают по другим принципам.

В первом случае, когда людям необходимо изменить профессию, работа профориентолога направлена на углубление индивидуального опыта взрослого человека. Это может быть опыт новаторства, принятия решений и их практической реализации. Сложность такой задачи состоит в том, что человек, совершенствующий свою деятельность, должен придумать что-то, в чем есть потребность, за что люди заплатят деньги, и чего еще никто не делает. Для того, чтобы организовать научно-исследовательскую работу в данном направлении, профориентолог использует информационные беседы; беседы-диспуты; практикумы; деловые игры, упражнения; диагностический самоопрос; индивидуальные консультации; тренинг-семинары и самотренинги; узнает, сможет ли безработный изготовить товар, предоставить услуги, которые пользуются спросом.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации безработных с высшим образованием в соответствии с Положением про порядок предоставления Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы услуг по профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации организовывается в вузах, учреждениях последипломного образования и, как исключение, под конкретный заказ работодателя при согласовании с Государственным центром занятости.

При направлении службой занятости такого безработного на профпереподготовку учитываются: отсутствие на учете специалистов по данному направлению; наличие конкретных заказов работодателей; невозможность подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; срок пребывания на учете в службе занятости; необходимость сменить профессию в связи с отсутствием работы, которая бы отвечала профессиональным навыкам.

Специализация проводится в вузах, занятия продолжаются не менее 500 часов. Не допускается переподготовка безработных с высшим образованием по специальностям, каких на рынке труда в переизбытке.

По материалам статей: Побирченко Н.
"Профориентация как научная дисциплина",
Отраднова О. "Безработный с высшим
образованием: возможна ли переподготовка?"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи