Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Прирожденный лидер // Профориентация
Шаг к самоопределению / Статьи / Прирожденный лидер

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Шаг к самоопределению

23.05.2008 Прирожденный лидер

Лидерские качества - тема для психологии совсем не новая. Вместе с тем, до недавнего времени воспитание таких навыков не поддерживалось. Напротив, внимание обращалось на умение работать в коллективе и под руководством. Времена изменились. Сегодня большинство родителей желает видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, которые умеют достигать успеха.

Нина Ивановна Зорий

Нина Ивановна Зорий, заведующая кафедрой психологии и социологии Буковинского государственного медицинского университета

Можно ли воспитать в себе лидерские качества? Отдельные исследователи считают, что такие качества заложены еще от рождения, другие уверенны - при соответствующих усилиях каждый может развить в себе черты лидера. Об этом нам расскажет Нина Ивановна Зорий, проректор по научно-педагогической работе и воспитанию, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и социологии Буковинского государственного медицинского университета.

- Нина Ивановна, как Вы считаете, лидерами рождаются, или ими становятся в течение жизненного пути?

- Лидерские качества могут проявляться у всех людей в зависимости от статуса и роли в обществе, группе. Я определяю лидера как групповую функцию или роль, для выполнения которой необходимы определенные качества. Это, в первую очередь, реализация и воплощение принятых в группе норм и целей. Как известно, в психологии существуют следующие классификации лидерства: лидер-организатор, лидер-эрудит, лидер-инициатор, лидер-мастер. Чем чаще члены группы будут ассоциировать процессы, возникающие в группе, с действиями лидера, тем проще выделить из общей массы человека, подходящего на эту роль.

Лидерские качества могут иметь большую или меньшую степень проявления и различные комбинации. Иногда коммуникабельные люди совсем не стремятся быть лидерами. Ораторские способности, энергичность и уверенность не гарантируют, что за тобой сразу потянутся окружающие. Уверенность в себе, независимость, умение отстоять свою точку зрения свойственны очень многим людям, в том числе и тем, которые не стремятся быть лидерами.

Но одна черта, все же, выделяет большинство лидеров уже в дошкольном возрасте. Это умение привлечь внимание своих ровесников. Они являются инициаторами многих идей, а другие, глядя на них, наследуют их, реализуют.

- Нынешняя тенденция пропаганды материально обеспеченной жизни приводит к тому, что уже подростки мечтают в будущем занимать только руководящие должности. По Вашему мнению, может ли здесь скрываться опасность для молодежи?

- Рваться на руководящие должности не стоит. Нужно всегда достигать успеха в своей работе, стать профессионалом в своей отрасли. Это правило № 1. Часто люди, ставящие для себя цель только руководить и властвовать, достигая успеха, считают себя лучше других, и в результате несут агрессию в социум, становятся ограниченными в средствах управления и, таким образом, изолируются от группы или коллектива. Как правило, они долго не задерживаются на руководящих должностях, потому что не умеют руководить с любовью к жизни и к своей работе, да и, в конечном итоге, теряют профессиональную квалификацию.

- Может ли человек, работая под чьим-то руководством или открыв собственное дело, найти свое призвание?

- Каждый человек, прочитавший этот вопрос, поймет его по-своему. И именно поэтому на него могут быть даны несколько вариантов ответов. Для кого-то "свое место в жизни" - это территория проживания, статус в обществе, уровень достатка, карьера. Для другого - это творчество, исследование, интересный и неповторимый жизненный путь. Другими словами, призвание - это то, чему человек добровольно стремится посвятить свою жизнь, то, что для него интереснее всего на свете.

- Что Вы можете посоветовать по поводу развития личных и профессиональных качеств?

- В психологии под способностями человека понимают индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в определенных видах деятельности. Никто из людей не рождается с готовыми умениями. Например, ни один человек, не учась музыке, не может сесть за рояль и сразу начать импровизировать на тему какого-либо музыкального произведения или исполнить его по нотной записи. Ни один из нас не сможет так же без предварительного обучения взойти на капитанский мостик и управлять судном или занимать ведущую должность и руководить, например, коллективом на производстве, в школе, заведении, учреждении.

Например, хороший музыкальный слух является одним из задатков музыкальных способностей, однако, чтобы стать музыкантом, необходимо учиться музыке (нотной грамоте, технике игры на том или другом инструменте).

Склонность к организаторским способностям проявляется в стремлении человека брать на себя ответственность, не бояться риска, держать слово и выполнять свои обещания. Известно много случаев, когда наделенные от рождения этими качествами люди не развивали свои задатки. И наоборот, есть множество примеров, когда, даже не имея никаких организаторских способностей, человек становился хорошим руководителем, известным полководцем или политиком.

Лидера выделяет среди других:

  • обмен жизненной энергией, излучение энергии, влияющей на окружающих;
  • заметная внешность (иногда - хорошая осанка, уверенная походка);
  • независимый характер - как правило, лидеры полагаются только на свои силы;
  • хорошие ораторские способности;
  • природное восприятие себя, то есть лидеры чувствуют себя комфортно, когда их хвалят, не проявляя при этом заносчивости, самолюбия или эгоизма;
  • достойная и уверенная манера в поведении, владение ситуацией.

- Как понять, где твое призвание, если психологические тесты не помогают?

- Применение тестов, тестового метода часто является малопродуктивным. Поэтому сегодня в практической социальной психологии исследователи используют ряд других методик. Суть этого подхода - создание ситуации выявления лидера, в его реальном взаимодействии в определенной сфере человеческой деятельности.

Чтобы найти свое призвание, необходимо в полной мере понять, что жизненное призвание - это, прежде всего, способности человека, общая жизненная направленность, стиль деятельности, тип отношения к себе, людям и миру в целом.

Перевод статьи
Марины Потоцкой
"Природжений лідер",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи