Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Как определить наилучший возраст для профориентации? // Профориентация
Шаг к самоопределению / Статьи / Как определить наилучший возраст для профори...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Шаг к самоопределению

18.07.2008 Как определить наилучший возраст для профориентации?

С какого возраста можно и нужно проходить диагностику профориентации? На этот вопрос у каждого родителя свой ответ, точно так же, как каждый имеет свой ответ на вопрос, когда ему лечить, например, ногу: если только что поранил ее, или когда уже началась гангрена? Очевидно, что лечение будет более трудным, если начать его после развития гангрены, - и это факт. Так и в вопросе профориентации. Давайте обратимся только к фактам, а выводы сделает каждый сам.

Рассмотрим первую часть вопроса: с какого возраста можно проходить диагностику профориентации? Десятилетиями специалисты по возрастной психологии, физиологи и практические психологи тщательно изучали характеристики и особенности детей разного возраста. В числе пионеров-исследователей в этой области были А. Гезел, Ф. Сейгл, Т. Бауэр, Б. Уайт, Э. Франус, А. В. Запорожец, Л. Чистович, А. А. Любимская. В результате многолетних исследований выявлены многие процессы становления личности, в том числе и тот факт, что 90% показателей, составляющих характер человека, закладываются в возрасте до 34 месяцев с момента рождения.

В последнее время (с 50-х гг. XX века) нейробиологи и психологи, активно занимаясь изучением связи опыта (сенсорного, перцептивного, двигательного) ребенка, антропометрических изменений и развития определенных зон головного мозга, пришли к выводу, что рост мозга происходит не только за счет увеличения размеров нейронов, но и благодаря увеличению числа связей между ними. При этом наиболее активным периодом этого процесса являются 170 недель с момента зачатия или 130-150 недель с момента рождения, что соответствует 2,5 годам жизни ребенка. Наиболее показательные признаки этого процесса - соотношение объема мозга взрослого человека и ребенка. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу 25% мозга взрослого человека. К концу 1-го года жизни это соотношение равно 50%, к концу второго года - 75%, к 2,5-2,7 годам равно 90%, к 25 годам -100%. Таким образом, к концу 30-32 месяцев жизни ребенка нейробиотические, психологические, антропометрические и другие врожденные признаки получают максимальное проявление. К этому возрасту происходит окончательное формирование врожденных данных, которые нуждаются в развитии и могут быть или развитыми или нет. Изменения возможны только в случае активного вмешательства в физиологию и психику ребенка, например, при черепно-мозговых травмах, травмах позвоночника, при общем наркозе более 3-х часов. В практической психологии и нейробиологии существует постоянно подтверждающееся опытом утверждение о том, что к 36 месяцам жизни (к 3 годам) личность полностью сформирована, и дальнейшая динамика жизни либо развивает ее врожденные данные, либо стремится к их угнетению. Следствием активного угнетения врожденных данных (запреты, наказания) и пассивного (отсутствие должных условий в семье для их развития) являются психосоматические заболевания, неврозы, страхи и измененные понятия, наносящие глубинный вред гармонии личности. Ваш ребенок становится пациентом невропатолога или других специалистов, в зависимости от характера заболевания.

Из этих данных становится понятно, почему диагностику профориентации желательно пройти в возрасте именно 3-х лет. Вы сможете познакомиться со своим ребенком и понять причины его поступков и стремлений, из большого списка врожденных способностей и предрасположенностей к специальностям вы можете выбрать ряд более приемлемых для вашей семьи и создать ребенку развивающие условия (отдать в специализированную школу, в кружки и т.п.) именно для его врожденных данных. Создавая для ребенка условия, помогающие ему развить свои врожденные способности, вы избежите многих проблем в подростковом возрасте, когда "вдруг, откуда ни возьмись" проявляются негативные черты характера ребенка; а все это не вдруг, все это закономерности, незнание которых не освобождает от их проявления. Зная типы памяти ребенка (которые формируются во время внутриутробного развития), вы сможете построить общение и обучение ребенка максимально удобно и безболезненно для него, а также избежать пресловутого непонимания и отчуждения. На консультации по профориентации вы получаете ответы не только на вопросы о профессиональном развитии вашего ребенка, но и огромное количество информации, касающейся других областей.

Теперь рассмотрим вопрос: в каком возрасте нужно проходить диагностику профориентации? В том, когда вы сочтете нужным познакомиться со своим ребенком, перестать усложнять его жизнь (давая ему информацию не на его канале памяти, и совершая множество других ошибок в воспитании и общении с ним) и научиться жить с ним в гармонии. Так вы, уважая и понимая особенности Вашего ребенка, сможете помочь ему вырасти счастливым человеком, способным любить и уважать своих родителей. Если вы считаете, что ваш ребенок достоин этого только в 1-5-17 лет, - это ваш выбор, за который, вполне возможно, Ваш ребенок заплатит еще 12-15-ю годами жизни, проведенными не в том институте, не на той работе, в браке не с тем партнером и закончит, в лучшем случае, в кабинете психолога, пытаясь самостоятельно разобраться в своей жизни, "наломав уже дров". Выбор всегда остается за Вами и ответственность за него - тоже как вечный спутник выбора.

И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова,
по материалам электронной прессы,
источник: "Работа и учеба"
- 2005. -№15 (403). - с.25

Перейти выше: Статьи