Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Продолжение разговора: ошибки при выборе профессии // Профориентация
Шаг к самоопределению / Статьи / Продолжение разговора: ошибки при выборе про...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Шаг к самоопределению

05.08.2008 Продолжение разговора: ошибки при выборе профессии

В наших с вами прошлых беседах мы говорили о том, как обычно абитуриенты выбирают свою будущую специальность и как все-таки желательно это делать, какие факторы, моменты нужно учитывать при выборе своей будущей профессии. Сегодня мне бы хотелось продолжить разговор на эту тему, но уже остановиться на самых распространенных ошибках и стереотипах, какие допускаются молодыми людьми, когда становится насущной проблема самоопределения.

Отношение к профессии как к чему-то раз и навсегда определенному, фатальному

Предыдущие поколения жили под лозунгом "Образование - на всю жизнь", многие дети шли по стопам своих родителей, создавая целые династии, и гордились этим. Считалось большой заслугой проработать всю жизнь на одном комбинате или заводе. Сейчас же все изменилось. Проанализируйте ситуацию на рынке труда и обсудите ее со старшими. Вы увидите, что успех в жизни ждет тех, кто живет под лозунгом "Образование через всю жизнь", постоянно повышая квалификацию, осваивая смежные специальности, изучая новшества в своей профессии. Даже если вы и выбрали поначалу "не ту" специальность, это ни в коем случае не повод отчаиваться. Например, если вы окончили музыкальное училище, а затем решили стать психотерапевтом, ваша первая специальность даст вам возможность наилучшим образом использовать музыку в психотерапии. Блестящее знание литературы позволит вам работать в сфере искусства, писать критические статьи, сценарии. Поверьте народной мудрости "Знания за спиной не носить", они пригодятся самым неожиданным образом.

Бытующие мнения о престижности профессии

Существует много предрассудков, по которым те или иные профессии считаются престижными, а другие - нет. Но кто может измерить, насколько полезнее для общества, например профессия психолога или врача, чем профессия эколога? Неужели не важны профессии уборщика, слесаря-ремонтника? Ошибка молодого человека, выбирающего "кем стать", и может состоять в том, что освоив модную профессию, но не найдя себя в ней, если эта профессия не будет отвечать ни его склонностям, ни способностям, он не увидит результаты своего труда и не будет чувствовать себя полезным.

Перенос отношения к какому-либо человеку на саму профессию или увлечение только внешней стороной деятельности

Если вам очень нравится какой-то известный спортсмен, певец или ведущий ток-шоу, не перепутайте его личность с тем повседневным трудом (возможно, не очень захватывающим, а кропотливым и малозаметным), каким ему приходится заниматься, чтобы оказался виден такой впечатляющий, но кратковременный результат, как выступление на чемпионате мира, концерт или получасовая телепрограмма. Согласитесь, что за выступлением на чемпионате или в концерте, телепрограмме, всегда стоят многолетние, будничные, изнуряющие тренировки, репетиции, или работа целой команды профессионалов: журналистов, операторов и других работников телевидения. Зачастую такая работа связана с командировками, конфликтами, разочарованиями, а то и неудачами... Да и далеко не все спортсмены, музыканты, телеведущие достигают всенародной славы и благосостояния.

Выбор профессии "за компанию"

К сожалению, часто приходится слышать, что выпускники идут учиться "с подружкой" или "другом, чтобы было веселее". Случается, что, видя хорошие успехи одноклассника по тому или иному предмету, решают, что и им тоже заниматься этим будет легко и просто. Понять такую позицию можно, ведь за компанию не так страшно вливаться в новый коллектив, осваивать новый ритм жизни, но согласиться с подобными аргументами никак нельзя. Мне даже приходилось слышать от мамы одного выпускника, что ее сын идет в ВУЗ, "потому что рядом с домом, не надо тратить деньги и время на проезд". Но позвольте, хочется спросить, а как же усилия и труд, которые необходимо приложить в любом деле, чтобы получить достойный результат? Вот и результат получается соответственный, а молодой человек, в лучшем случае, теряет годы, уверенность в себе и стремление чему-то учиться.

Успехи по тому или иному школьному предмету, способности к нему - это одно, а профессий, которые можно связать с ним - множество

Если вам легко дается какой-либо предмет, не отождествляйте эти успехи с какой-то конкретной деятельностью, то есть, не думайте, что и работа будет даваться так же легко. Профессий, стоящих за школьными предметами значительно больше, чем самих предметов. Например, биологией будет заниматься и врач, и ученый-исследователь, и фармацевт, и ветеринар, и зоотехник, и преподаватель школы или ВУЗа. Поэтому смотрите всегда шире, ведь тому же врачу знания одной биологии совсем недостаточно - нужно еще хорошо ориентироваться и в физике, и в химии, иметь хорошо развитую эмпатию (способность сопереживать) людям. Точно так же и в любой другой специальности.

Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

Во все сферы деятельности внедряется сложная техника, повышается культура труда. Если вы, например, хотите выбрать профессию инженера-механика, то это вовсе не означает, что вам придется стоять в грязной спецовке с гаечным ключом где-то у станка целыми днями, пытаясь наладить какой-то сложный агрегат. В этом году, например, в Национальном техническом университете "КПИ", на издательско-полиграфическом факультете - специальность "инженер-механик полиграфических машин" - из 15 поступивших девять - девушки. Как видите, и слабая половина человечества доверяет достижениям науки и техники. Технический прогресс ушел так далеко вперед, что сейчас даже в сфере животноводства уже не обойтись без компьютера и аппаратов с программным обеспечением. Поэтому, если вас отталкивает какая-либо профессия только потому, что вам кто-то сказал, что она будто бы связана с тяжелым физическим трудом и не очень приятной (в смысле чистоты) обстановкой, советую узнать об условиях труда в этой сфере деятельности именно у тех людей, которые непосредственно этим делом занимаются. Однако здесь есть одно НО... Если вам попадется человек, который по каким-то причинам не состоялся в интересующей вас профессии, то свои личные неудачи он может спроецировать и на свою специальность: дескать, работа плохая, неперспективная, и тебе не стоит этим заниматься... Будьте внимательны!

Неумение или нежелание разобраться в своих личных способностях, склонностях и качествах

Как вы помните, в предыдущих наших беседах на страницах еженедельника "Работа и Учеба", мы уже говорили о том, что это дело не быстрое и не из легких. Вам помогут и родители, и старшие товарищи, и друзья, и профконсультанты. Единственное, на что не стоит рассчитывать, так это на то, что какой бы ни был дипломированный психолог, какие бы тесты вы не прошли, вы получите четкий ответ на вопрос "кем стать?". Все тестовые методики рассчитаны на то, чтобы активизировать ваше стремление познать себя, заняться самоанализом, определить направление, в котором следует двигаться. Тем более, что есть тесты профессиональные, которыми владеют специалисты, а есть популярные, которые публикуются в СМИ - им то уж точно не стоит доверять на все 100%. Свобода выбора - вещь непростая, но хорошо, что она есть.

Неправильная оценка своих физических особенностей и состояния здоровья при выборе той или иной профессии

Профессий, для овладения которыми выдвигаются специальные требования к состоянию вашего организма, не много, но они есть. Например, к зрению - для компьютерщиков, к легким - для водолазов, к сердцу - для летчиков, к обонянию - для парфюмеров.

Незнание основного алгоритма действий при выборе профессии

При выборе профессии, как и при решении любой задачи, нужно знать, какие действия и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы найти правильный ответ. В предыдущей публикации (см. "РиУ" №41) мы подробно остановились на конкретном алгоритме ваших действий, которого нужно придерживаться при выборе профессии. Изучайте, читайте, думайте, спрашивайте, и вы справитесь!

Во время моих встреч с учащимися старших классов, я заметила, что самой главной является проблема плохой ориентации в том, как совмещаются возможности и способности с желаниями и устремлениями, насколько соответствует картина воображаемого будущего реальности как таковой. Но, прислушиваясь к нашим советам, думаю, вы эту задачу одолеете. По-крайней мере, уже будет понятно как искать ответ и на что обратить особо пристальное внимание.

А вот как быть, если профессия уже выбрана или есть вполне определенная мечта, но как добиться желаемого? Действительно, что делать в этом случае - многие как раз и не знают, или думают, что успех - обязательная составляющая жизни взрослого человека, придет обязательно и достаточно скоро. Глядя на достижения других, многие думают, что именно так и сложилась карьера многих успешных людей, все пришло само собой, главное - выбрать "нужную" профессию или оказаться "в нужное время в нужном месте". А ведь не имея в жизни четкой цели, вероятность того, что вы добьетесь успеха, полагаясь на Его Величество случай, очень невелика. Моя задача как психолога заключается в том, чтобы проинформировать наиболее глубоко и всесторонне молодых людей о том, как с наименьшим количеством ошибок и разочарований одолеть этот этап поиска своего дела и места в жизни, а, точнее сказать, любимого дела и достойного места в жизни. Так вот, для того, чтобы ваша мечта стала реальностью, прежде всего ее нужно превратить в цель. Как же это сделать?

Для начала попробуйте подумать и определить сами, чем же отличается цель от мечты. А если не получится, спросите у родителей или старших ребят, знакомых, что они думают по этому поводу. Какая разница между этими понятиями? И что необходимо сделать, чтобы мечта стала вашей целью? Почему это важно и как этого достичь, мы и обсудим во время нашей следующей встречи на страницах 45 номера еженедельника "Работа и Учеба".

Ольга Глушко,
источник: "Работа и учеба"
- 2006. - №43 (480). - с.22-23

Перейти выше: Статьи