Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Кто придумал тест // Профориентация

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Шаг к самоопределению

Кто придумал тест

"Насколько вы обольстительны?", "Можно ли вам доверять?", "Способны ли вы на подвиг?" – подобными заголовками тестов пестреют газеты, журналы и даже сборники кроссвордов. Кто из нас хотя бы раз не проходил подобный тест и потом делился с близкими: "Представляешь, у меня оказывается утонченное чувство прекрасного", или недовольно отодвигал журнал: "Да ну, глупости это все. Какой же из меня деспот? Никогда не замечал...". И немногие задумываются, что тест в том виде, в котором он существует сейчас, был создан исключительно для потребностей психиатрии.

Дівчина читає Слово "тест" происходит от английского "test" и означает "испытание, исследование", а корни тестирования (то есть проверки на пригодность к определенным функциям) теряются в глубокой древности. Уже три тысячи лет назад в Китае существовали системы приема на службу в армии, а у античных греков тестирование было спутником образования – оно использовалось для оценки физических и умственных навыков учеников. Во времена Средневековья европейские университеты ввели системы экзаменов. Основное развитие тестирования пришлось на ХІХ столетие, а тест в современном понимании появился в 30-х годах ХХ века.

"Отцом" теста считается американский психолог Джеймс Кеттел, который и ввел термин "интеллектуальный тест". После статьи Кеттела "Интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 году, термин приобрел безумную популярность, его начали употреблять в научных кругах, а сам процесс тестирования начал применяться разными лабораториями.

Эти тесты не были тестами в нашем понимании – вопрос с вариантами ответов. Тогдашние тесты больше напоминали лабораторные опыты, за один раз пройти тест мог лишь один человек. Но, несмотря на сложность выполнения, тесты приобретают безумную популярность, и в 1904 году Министерство образования Франции поручает врачу-психологу Альфреду Бине разработать тест, с помощью которого можно было бы отличить ленивых детей, которые имеют способности к учебе, и детей, которые страдали врожденными дефектами и не могли учиться в обычной школе.

Именно шкала Бине послужила основой для всех следующих тестов, она состояла из 30 заданий (тестов), упорядоченных по возрастанию сложности. Позже на ее основе будет создан знаменитый тест на определение коэффициента IQ – соотношения умственного возраста с возрастом фактическим. Шкала Стенфорд-Бине приобрела значительное распространение, в Америке были опубликованы несколько ее редакций. В своей последней редакции шкала Стенфорд-Бине и до сих пор используется для определения IQ.

Но тесты все еще оставались индивидуальными – они могли быть применены одновременно лишь к одному человеку – испытуемый либо отвечал устно, либо осуществлял какие-то действия с предметами. Коллективное тестирование, как и первая шкала Бине, тоже было создано на заказ. Когда в 1917 году США вступили в Первую мировую войну, перед американскими психологами возникла нелегкая задача: как можно быстрее отобрать и распределить полуторамиллионную армию рекрутов в разнообразные службы и училища. Специально созданный комитет поручил А.С. Отису разработать новые тесты – "Альфа" – для людей, которые владели английским языком, и "Бета" – для необразованных и иностранцев.

Новые тесты значительно упрощали процедуру тестирования: теперь тест могли проводить не только квалифицированные психологи, но и просто обученные процедуре тестирования люди. В 20-е годы в Америке начался самый настоящий тестовый бум. Ведь теперь каждый мог пройти тестирование и узнать, какую профессию он может получить, какие недостатки характера стоит скрывать, способности к какой профессии у него есть.

С развитием профессионального консультирования для деления персонала в промышленности и военном деле возникла потребность в дополнительной информации об особенностях психики человека. Так возникло новое направление в тестологии – тестирование особенных способностей. Стали появляться тесты механических, канцелярских, артистических способностей. Но, кроме профессиональных навыков и способностей, тестированию подлежали и другие, "неинтеллектуальные", аспекты поведения.

Тестирование личных качеств человека было основано еще в 1892 году психологом Е. Крепелином, который создал тесты на свободные ассоциации для исследования психических расстройств. И все же, первичным вариантом анкеты личности (листок для заполнения) считается листок личных данных Р.С. Вудвортса, разработанный в годы Первой мировой войны. Анкета предназначалась для выявления невротичных людей, не пригодных к военной службе. Тест содержал ряд вопросов о наличии симптомов невроза, а опрашиваемый отмечал прямо на анкете, есть они у него или нет. Результат получали путем подсчета указанных симптомов.

Также существовал другой способ выявления личных характеристик человека: тесты действия или ситуационные тесты. В таких тестах "подопытный" получает задания, цель которых ему непонятна (помните знаменитое: "какую дорогу ты выберешь – шоссе, горную тропу или лесную тропинку – так ты и идешь по жизни"). Другой вариант – задания точно описывают ежедневные ситуации для выявления индивидуальной реакции на стандартный раздражитель (например: "когда вы опаздываете на работу, вы: паникуете, немного нервничаете, храните покой?").

Когда мы впопыхах листаем журнал к странице с тестами, мы вряд ли осознаем, что даже самый простой тест – это тщательная работа команды психологов и социологов. Мы не знаем имен творцов тестов, которые помогают нам избавиться от неприятных черт характера или глупых привычек, но никогда не упустим возможность пройти тест даже по пятому разу – а вдруг результат изменяться к лучшему?

Единственный совет: не стоит слишком доверять результатам тестов. Каким бы не был результат, помните, что разрабатывался тест не для вас лично, а для всех людей сразу. Поэтому разница между результатом и реальным положением вещей могут быть достаточно значительными, и не стоит огорчаться! Напротив – это еще одно подтверждение того, что вы – уникальная личность, и у вас все выйдет!

При написании статьи использовались материалы изданий:

  • А.Г. Шмелев и коллектив Основы психодиагностики: уч. пособие для студентов педагогических ВУЗов. - Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996. - 544с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: пре. с англ. / под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982
  • Фото: KEIR Educational Resource
Валентина Павленко,
специально для проекта "Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Тестирование