Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Пусть меня научат... // Профориентация
Необходимое образование / Статьи / Пусть меня научат...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Получаем образование и опыт

24.12.2007 Пусть меня научат...

В Туркменистане существует интересный закон о запрете поступления в вуз сразу же после школы. Сначала выпускники два года пробуют себя в различных профессиях, ищут то, что больше понравится, а потом уже идут учиться.

В Украине такой закон был бы кстати. Для теперешних выпускников никуда не поступить сразу же по окончании школы - страшный позор и ужас. Студенты соревнуются в крутости вуза и специальности, и поступают лишь бы куда, совсем не обращая внимания на то, нравится ли им выбранная профессия, и знают ли они вообще о ней что-либо.

Далеко за примерами мне ходить не нужно - половина моих одноклассников, не поступив на желаемый факультет, стали студентами какой-нибудь "метрологии телекоммуникаций" либо "инженерами газообеспечения". Даже не подозревая, что на самом деле подразумевает под собой такая профессия. Впрочем, работать по специальности многие даже и не думают. Хочется иметь хоть какую-то "корочку", на пять лет уйти от ответственности, прикрываясь учебой, а потом уже - "посмотрим, как получится".

Что в итоге? Потеря времени (5 лет впустую!), сил, нервов, напрасный труд преподавателей, и перспектива в дальнейшем переучиваться на желаемую профессию. А ведь около 80% (!) выпускников вузов работают не по специальности. Заканчивая учебу в 20-21 год, люди выходят в мир материально зависимые от родителей и, зачастую, поступая на работу, сталкиваются с известным выражением: "Забудь то, чему тебя учили в вузе".

Обсудить эту тему 12 сентября в Диораме "Битва за Днепр" собрались активные студенты различных вузов города, и под названием "Профессиональная ориентация и переориентация молодежи" прошло заседание второго дискуссионного клуба от AIESEC. Экспертами тут были люди неслучайные, те, кто в свое время столкнулся с аналогичной проблемой.

Один из них - Константин Емельянов, председатель юго-восточного представительства издательского дома "КоммерсантЪ". Химик-технолог по образованию, он перепробовал множество профессий, пока совершенно случайно не столкнулся с той, которая действительно заинтересовала. Теперь он журналист и издатель.

Вторым экспертом была представитель Днепропетровского центра социальных исследований Анна Колохина, которая тоже на собственном опыте столкнулась с проблемой профессиональной переориентации.

Проблема, безусловно, намного важнее, чем кажется. Прежде всего, обучение специалистов, которые никогда не будут работать по специальности, грозит нехваткой профессионалов в этих сферах. Что, в принципе, сейчас и происходит - предприятиям требуются высококвалифицированные специалисты, а таковых не хватает. Вот и остаются важные (и даже высокооплачиваемые!) вакансии подолгу открытыми. И даже если студент, обученный "случайной" профессии, все же пойдет работать по этому направлению, то едва ли у него возникнет желание расти и развиваться, т.е. вряд ли он в таком случае станет профессионалом. А кто же при таком раскладе экономику будет поднимать?

УПК (учебно-производственные комбинаты, такие популярные когда-то) давно уже закрыты, а оставшиеся - явно не справляются с возложенной на них задачей сориентировать выпускника на конкретную интересующую его профессию. Психологические консультации в школах и тесты на профориентацию среди школьников давно ушли в историю. Проводятся они разве что в частных специализированных заведениях, которых в городе совсем небольшой процент. Государство, не считая это проблемой, не предпринимает никаких действий касательно профориентации молодежи. А это - большое упущение.

Что делать? В первую очередь, нужно сломать множество стереотипов. Во-первых, среди учеников - о том, что не поступить в вуз после школы - это стыдно. Ведь, выделив себе хотя бы год на практику в различных сферах, можно выбрать нужную профессию и уже потом с удовольствием осваивать ее в вузе. С удовольствием, а не из-под палки, как это зачастую происходит у студентов. Во-вторых, это родительский стереотип - мол, "вот Вася поступает на международную экономику. Какой молодец Вася! Не то, что ты... ". Ведь в результате такого давления рынок труда получает не влюбленного в профессию психолога (эколога, журналиста, ветеринара), а очередного "штампованного" экономиста, которых и так явный переизбыток (по статистике на одну вакансию - 25 желающих).

Не бойтесь ломать свои стереотипы! Не бойтесь искать себя! Ведь вуз - это не отсрочка от безработицы, а мастерская специалистов. А специалисты стране необходимы.

Татьяна Гонченко,
Источник: Газета "ЛИЦА"

Перейти выше: Статьи