Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Популярные педагогические специальности // Профориентация
Необходимое образование / Статьи / Популярные педагогические специальности

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Получаем образование и опыт

11.03.2008 Популярные педагогические специальности

В вопросе "куда пойти учиться после окончания школы" молодые люди должны полагаться не только на престиж будущей профессии, но и на собственные склонности и способности. Если будущий выпускник школы увлекается психологией, ему нравится объяснять материал менее успешным в учебе товарищам, то, наверное, ему следует задуматься над получением педагогического образования.

Если Вы желаете работать учителем любой специальности, логопедом (это педагог, который исправляет дефекты речи у детей), психологом, воспитателем в детском саду, руководителем кружков и секций, преподавателем высших учебных заведений, для этого необходимо получить высшее педагогическое образование.

Педагогика - довольно сложная наука, предполагающая приобретение достаточно большого количества знаний и навыков. Педагог должен иметь следующие способности:

  • аналитические - анализировать педагогические явления, правильно диагностировать педагогическое явление; формулировать педагогическую задачу (проблему), находить пути оптимального ее решения,
  • прогностические - постановка педагогических целей и задач; предвидение результата; предвидение возможных отклонений и нежелательных явлений,
  • проективные - планирование индивидуальной работы с учениками с целью развития их способностей, творческих сил и дарований; планирование развития воспитательной среды,
  • рефлексивные - правильность постановки целей, соответствие применяемых организационных форм возрастным особенностям учащихся, уровню их развития.

Кроме этого педагог должен владеть организаторскими умениями:

  • мобилизационные - привлечение внимания учеников и развитие у них интереса к учебе, труду; вооружение учащихся навыками учебной работы,
  • информационные - доступно излагать учебный материал; логически правильно строить процесс передачи информации, используя различные методы: рассказ, объяснение, беседу, проблемное, индуктивное, дедуктивное изложение материала и другие; доступно формулировать вопросы,
  • развивающие - создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся; создание условий для развития индивидуальных особенностей, индивидуальный подход к ученикам,
  • ориентационные - формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения; организацию совместной творческой деятельности, развивающей социально значимые качества личности.

Коммуникационные умения учителя помогают понимать других (учащихся, учителей, родителей). Для этого необходимо уметь проникать в индивидуальность другого человека, определять его ценностные ориентации, которые выражаются в его идеалах, потребностях, интересах.

Навыки педагогического общения - это умение распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать соответственно классу и отдельным ученикам наиболее целесообразные способы поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, определять мотивы, которыми они руководствуются, их поведение в различных ситуациях; руководить инициативой в общении, используя для этого обширный арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия.

Какое учебное заведение обеспечивает самое лучшее педагогическое образование? На этот вопрос отвечают исследования специалистов ЮНЕСКО. По результатам рейтинга, педагогические вузы можно расположить по качеству образования следующим образом:

1 место - Луганский национальный педагогический университет им. Т. Шевченко (ЛНПУ),

2 место - Николаевский государственный гуманитарный университет им. П. Могилы (НГГУ),

3 место - Национальный педагогический университет им. Н. Драгоманова (НПУ).

Также в первую пятерку вошли Мариупольский государственный гуманитарный университет (МГГУ) и Мелитопольский государственный педагогический университет (МГПУ).

Высшие учебные заведения предоставляют возможность за 4 года обучения получить уровень бакалавра, за 5 лет - уровень специалиста, 6 лет - магистра. Конечно, чтобы получить должность директора заведения, заведующего, необходимо иметь уровень специалиста или магистра, но работать воспитателем или учителем можно и получив уровень бакалавра или младшего специалиста.

Что касается трудоустройства выпускников педагогических вузов, то в Украине предусмотрено законодательством (приказ от 17.07.2006 р. №536) введение, начиная с 2007/2008 учебного года, заключения трехсторонних договоров "высшее учебное заведение - студент - работодатель". Такие договора касаются лиц, обучающихся по направлениях и специальностях педагогического профиля по государственному заказу согласно целевых направлений. Заключение будет начинаться на втором курсе после достижения студентом 18-ти лет.

Для этого министерством разработан Примерный договор о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений, обучавшихся по направлениях и специальностях педагогического профиля по государственному заказу. Предполагается, что работодатель, а это - управление образования и науки, создает резерв рабочих мест на количество человек, направленных на обучение в высшее учебное заведение, организовывает принятие прибывших, трудоустройство, обеспечивает материальное стимулирование молодого специалиста в соответствии с действующим законодательством; постановку молодого специалиста на квартирный учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также - прикрепление к медицинскому учреждению; безопасные и безвредные условия работы молодого специалиста.

За последние 2,5 года средняя зарплата учителя выросла с 440 грн. до 1244 грн. в месяц, а преподавателя вуза - с 800 грн. до 2500 грн. в месяц. Введены доплаты за стаж, медицинские выплаты, доплаты за ученые и научные звания, отдельные виды педагогической деятельности. С 2008 года среднюю заработную плату педагога обещают на уровне 1549 грн. - с 01.01.2008, 1732 грн. - с 01.10.2008, у преподавателя высшей школы - от 1670-2250 грн.

Заработная плата работников образования в разных районах пребывает на разном уровне. Так, в 2007 г. заработная плата столичных педагогов в сравнении с 2006 годом выросла в среднем на 45%.

С 1 августа педагогическим работникам города Киева установлена муниципальная надбавка в размере 20% должностного оклада, для выплаты которой из городского бюджета дополнительно выделено 21,4 млн. грн.

Кроме того, впервые в связи с началом нового учебного года все педагогические работники получили денежное вознаграждение в размере 50% должностного оклада, на что из городского бюджета было выделено 14 млн. грн.

В Киеве педагоги - молодые специалисты имеют определенные льготы, в частности, это одноразовая денежная помощь в размере не менее 1 тыс. грн., персональная стипендия лучшим молодым учителям по итогам конкурса среди молодых специалистов, надбавка в размере 50% в течение трех лет работы в учебном заведении молодым специалистам, имеющим дипломы с отличием, надбавка молодым специалистам в размере от 10% до 30% должностного оклада и обеспечение молодых специалистов и студентов бесплатно проездными билетами, учебно-методической литературой.

Школам всегда нужны талантливые кадры, которые смогут воспитывать и развивать детей, которые, как известно, являются нашим будущим. Поэтому в последнее время возрастает государственная поддержка работников сферы образования, их поощрение в работе и желание молодых обучаться этой специальности.

Перевод статьи Ларисы Письменной
"Популярні педагогічні спеціальності",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи