Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Специалистов с высшим образованием все больше, а квалифицированных кадров не хватает // Профориентация
Необходимое образование / Статьи / Специалистов с высшим образованием все бол...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Получаем образование и опыт

13.05.2008 Специалистов с высшим образованием все больше, а квалифицированных кадров не хватает

В последние годы спрос на образование в Украине стал просто беспрецедентным. Рабочий класс, так воспеваемый советской пропагандой, потерял престиж среди молодежи, и ныне моднее иметь диплом о высшем образовании, а то и два. Поэтому, несмотря на народную мудрость, что министрами всем не быть, кому-то нужно и на тракторе работать, сегодня 80 процентов выпускников школ поступают в высшие учебные заведения (вузы), чтобы получить желанный документ.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда рынок вузов регулируется скорее требованиями абитуриентов, предпочтения которых являются диссонансом к требованиям работодателей. Имея фактически две категории потребителей - будущих специалистов и работодателей - вузы должны были бы играть роль посредника и регулятора между этими категориями. Вместо этого, пытаясь удовлетворить потребителей, так сказать, "на входе", вузы потеряли эту роль, и продукт, который они выпускают "на выходе", часто не устраивает работодателя. Это и является главным фактором дисбаланса между тем, что продуцирует рынок образовательных услуг, и тем, чего требует рынок труда. Объяснить это очень просто: от работодателей учебное заведение дивидендов не получает, следовательно, и не имеет прямых экономических интересов на рынке труда. Таким образом, ориентируясь на желание выпускников школ получить высшее образование, вузы ежегодно увеличивают количество первокурсников.

В нынешнем году получает образование почти 2,8 млн. студентов, что на 77,4 тыс. больше, чем в прошлом году. Теоретически выпускники заведения должны были бы получить профессиональные умения и навыки, то есть превратиться в товар. Однако препятствует этому, очевидно, еще и сознание самих студентов, для которых главным является диплом, а не знания. Поэтому именно диплом и является сегодня тем товаром, который предлагает обеим категориям потребителей высшее учебное заведение. Если бы своих будущих выпускников оно продавало непосредственным работодателям (государству, предприятиям, учреждениям) через систему финансирования обучения нужных им специалистов на основе экономического договора, подход был бы другим, ведь товаром стал бы не диплом, а именно профессиональность выпускников.

На каждые 10 тысяч населения приходится свыше 600 студентов вузов ІІІ-ІV уровней аккредитации и только 100 учеников ПТУ и техникумов.

Не удивительно, что качество образовательных услуг резко упало. А это, между прочим, одновременно с низким профессионализмом молодых специалистов тянет за собой в недалеком будущем и низкий образовательный уровень самих преподавателей.

Отношение рядовых украинцев к уровню образования противоречиво. Бытует два противоположных мифа: образование в Украине очень хорошее и образование в Украине очень плохое. По мнению Владимира Полохала, председателя Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования, Украина сохранила конкурентоспособность среди европейских стран по качеству образования в точных и естественных отраслях, а качество образования в других отраслях оставляет желать лучшего. По его словам, оснований для нарекания на образовательную систему в Украине гораздо больше. "Создание псевдовузов и их коммерциализация, когда на обучение зачисляют всех желающих, ну и коррупция - это то, что разрушило нашу систему образования, - сказал он "Статусу". - Мы имеем непонятную ситуацию, когда несмотря на то, что у нас почти все выпускники школ становятся студентами, Украина занимает одно из последних мест по возможности доступа к образованию. То есть дети, имеющие только талант, у нас не могут поступить в вуз".

Самый острый дефицит компании испытывают по поводу специалистов инженерно-технических профессий. Уже сейчас они готовы платить своим работникам высокие зарплаты и вынуждены привлекать к работе специалистов старшего возраста. Эксперты прогнозируют, что в результате острой нехватки производственного персонала предприятия будут набирать менее опытных и болем молодых специалистов на стажировку и будут учить их в процессе работы.

Объемы производства ежегодно медленно, но уверенно растут. А это означает, что уже очень быстро украинский рынок труда столкнется с непреодолимой проблемой отсутствия квалифицированных кадров для производства.

Кроме системных проблем, украинское высшее образование уже в следующем году будет иметь еще одну: "студенческого" возраста в Украине достиг демографический кризис 90-х годов. Но снизится ли количество студентов в ближайшие семь-десять лет, специалисты прогнозировать не берутся. Ведь вполне возможно, что, чтобы не снижать набранные обороты, вузы просто облегчат вступительные требования и будут активнее привлекать к обучению иностранных граждан. Но если количество бюджетных мест в государственных вузах не уменьшится, то, учитывая уменьшение количества потенциальных абитуриентов, общее высшее образование можно будет обеспечить за счет одних только государственных и коммунальных вузов.

Но частные учебные заведения также будут искать пути выхода. И это может привести к тому, что уровень образованности среди рожденных в 90-х годах прошлого столетия будет составлять 100 процентов. Абитуриентов будут брать, несмотря на балл успеваемости.

Рассказывает работодатель Галина Коваль, директор по персоналу молочной компании "Галичина":

- Согласно стратегии компании мы преимущественно берем на работу уже сформированных специалистов с опытом, по меньшей мере, три-четыре года. Впрочем, есть шанс попасть в компанию "Галичина" и со студенческой скамьи. Это касается, прежде всего, работников финансовой службы, отдела снабжения. Причем мы обращаем внимание на дипломы с отличием, ведь это свидетельствует о старательности и системном подходе человека к обучению, а, следовательно, и к вверенным ему обязанностям и полномочиям.

Негативный момент при приеме на работу "новоиспеченных" дипломированных специалистов - их завышенные амбиции в плане заработной платы. Молодые люди, особенно те, которые учились на коммерческой основе, очень прагматически соотносят ожидаемый уровень зарплаты со средствами, вложенными в обучение. В то же время не считаются с тем, что реальная цена полученных знаний в значительной степени зависит от опыта.

Перевод статьи Ирины Гищук, Людмилы Яворской
"Спеціалістів з вищою освітою дедалі більшає,
а кваліфікованих кадрів бракує"
,
источник: "Статус" ("Голос України", 2008.04.08)
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи