Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Специальность "Маркетинг" // Профориентация
Необходимое образование / Статьи / Специальность "Маркетинг"

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Получаем образование и опыт

16.06.2008 Специальность "Маркетинг"

Свершилось! В хит-параде самых востребованных специальностей наметился новый лидер. На смену недавним фаворитам абитуриентов - "Юриспруденции" и "Экономике" - пришел более актуальный "Маркетинг".

Классическое определение маркетинга звучит так: "выявление, прогнозирование, удовлетворение потребительского спроса и управление им". Другими словами, именно от работы маркетинговой службы во многом зависит, насколько те или иные услуги и товары будут востребованы на рынке. Цель специалиста по маркетингу - изучить потребности потенциального потребителя, выявить, насколько продукт, предлагаемый компанией, будет этим потребностям соответствовать, где и как он будет лучше всего продаваться. По мнению преподавателей ведущих вузов и специалистов по подбору персонала, маркетолог - одна из самых перспективных и востребованных профессий на российском рынке труда. Любая организация, даже если в ней нет маркетингового отдела, все равно ведет маркетинговую деятельность - разрабатывает товары или услуги, устанавливает на них цены, создает систему распространения и продвижения, занимается рекламой. Профессиональные маркетологи нужны для того, чтобы скоординировать эту работу, сделать ее более эффективной.

Маркетинг: на Западе и у нас

За океаном вездесущность маркетологов уже давно стала нормой: без них, по сути, не обходится ни одно начинание. Только по некоммерческому маркетингу в США издается порядка 15 специализированных журналов! Наряду с бизнесменами и промышленниками, услугами маркетологов активно пользуются различные благотворительные фонды и религиозные организации. Россия во всем стремится следовать западной традиции: сегодня у нас как никогда востребованы профессионалы, способные к серьезной аналитической, исследовательской работе, имеющие фундаментальные знания по экономике и менеджменту, общительные и креативные люди. Большинство студентов специальности "Маркетинг" уже на старших курсах находят интересную и хорошо оплачиваемую работу. Важно отметить, что многие ребята ориентируются на предпринимательскую деятельность, на возможность создания и развития собственного бизнеса. Перспективы здесь, при благоприятной экономической ситуации в стране, практически безграничны. В России малых предприятий почти в двадцать раз меньше, чем в США - есть куда расти. А хорошая профессиональная подготовка, несомненно, поможет будущим предпринимателям начать успешный, конкурентоспособный бизнес.

Специализации: на любой вкус

Если вы выбираете не только профессию, но и конкретную сферу деятельности, то имеет смысл сразу определиться со специализацией. Любителям спорта можно посоветовать специализацию "спортивный маркетинг". Существуют так же специализации "маркетинг сельскохозяйственной продукции", "промышленный маркетинг". Если вы планируете работать в западной компании, самый подходящий вариант - "международный маркетинг".

Валерий Хожемпо, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Российского университета дружбы народов (РУДН):

- Какую бы специализацию вы ни выбрали, в любом случае не прогадаете, потому что маркетологи нужны во всех сферах - от коммерческих структур до политических организаций. Например, во время предвыборных кампаний эти специалисты активно работают с кандидатами, участвуют в разработке и продвижении их программ. Преследуют они определенную цель - представить народных избранников в самом выгодном свете. Но особенно остро ощущается нехватка грамотной маркетинговой политики в отечественной экономике: зачастую именно из-за этого пробела мы не можем конкурировать с Западом даже там, где заведомо сильнее. Важную роль играет и территориальный маркетинг - он, в частности, влияет на инвестиционную привлекательность регионов. Я полагаю, социально-экономические успехи Москвы последних лет - во многом следствие грамотной маркетинговой политики ее руководства.

Выбор: экономика или менеджмент?

В определенном смысле специальность "Маркетинг" является универсальной: она не имеет традиционных рамок "гуманитарий-технарь", поэтому маркетологи учатся как на экономических факультетах, так и на факультетах менеджмента. Одни учебные заведения большое внимание уделяют точным наукам - математике, информатике, статистике и т. п. Если подобные перспективы вас не особенно привлекают, можно сделать ставку на учебные заведения гуманитарной направленности.

Учеба: теория, практика, языки

Конечно, общий стиль обучения будет напрямую зависеть от выбранного вуза. Тем не менее, есть несколько основополагающих дисциплин, которые будущие маркетологи изучают в обязательном порядке. К таким предметам относятся "маркетинговые исследования", "изучение поведения потребителя", "интегрированные маркетинговые коммуникации", "управление брендом" и др. Однако освоить маркетинг только по книгам невозможно - важно постоянно учиться у преподавателей-практиков. Серьезная программа подготовки должна включать в себя тренинги, интерактивные игры, мастер-классы - подобные занятия проводят, как правило, практикующие маркетологи. Наличие таких форм обучения - одно из косвенных свидетельств качественного образования.

Выпускник специальности "Маркетинг" должен прилично владеть как минимум двумя иностранными языками, поэтому многие вузы делают ставку на языковую подготовку (например, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" предлагает изучение трех иностранных языков, один из них - восточный). Это и понятно: даже если вы не собираетесь заниматься международным маркетингом, знание языка все равно понадобится - без него невозможно участвовать в семинарах, конференциях, презентациях и выставках.

Поступление: место под солнцем

В списке вступительных экзаменов могут оказаться самые разные предметы (математика, язык, география, обществознание, иностранный). Очевидно, что в такой ситуации имеет смысл сосредоточиться на подготовке в один-два конкретных вуза: поступать сразу во все вряд ли получится…

Вступительный конкурс на специальность высокий (в среднем 5-10 человек на место) - это, пожалуй, единственный пункт, в котором все вузы солидарны. Связано это с тем, что "Маркетинг" пользуется большой популярностью у абитуриентов, а бюджетных мест не так уж много.

Мнение экспертов

Чего хотят работодатели?

Юлия Борцова, руководитель отдела по подбору специалистов в сфере маркетинга КА Kelly Services CIS:

- В маркетинге существует огромное количество направлений, в сущности, это "непаханое поле", и профессионал всегда найдет здесь свою нишу. Работодатели обращают внимание на два основных момента - опыт работы соискателя и его потенциал, креативность. В том, что касается стажа, можно дать единственный совет: постарайтесь как можно раньше вписаться в эту сферу. Будучи студентом-старшекурсником, попробуйте устроиться на позицию помощника в интересующую вас компанию, пусть даже на неполный рабочий день. Современные работодатели, в том числе и представители компаний-брендов, охотно берут в штат молодых перспективных специалистов, поэтому, даже имея минимальный опыт, вы сможете найти хорошую работу. Имейте в виду: маркетинг - это очень динамичная, полная инноваций сфера, здесь постоянно появляется что-то новое, и человек, работающий в этой области, должен развиваться, быть в курсе происходящего, - в противном случае он не удержится на рынке труда, работодатели потеряют к нему интерес.

Будни профессионала

Евгения Солодовникова, маркетолог:

- Я работаю маркетологом в крупном международном исследовательском агентстве. С уверенностью могу сказать: независимо от того, какое образование вы получили, будьте готовы к тому, что доучиваться придется на рабочем месте. Каждая компания использует свои компьютерные программы обработки и анализа статистических данных и, конечно, заранее знать их все невозможно. Базовое экономическое образование маркетологу необходимо: приходится сталкиваться со статистикой, массивами данных, естественно, хорошие знания в области математики тоже пригодятся. С другой стороны, работа тесно связана с социологией - изучением мнения потребителя, составлением опросов…

Необходимо осваивать разные сегменты рынка: это может быть рынок мобильной связи, сфера продовольственных товаров или сфера услуг - по большому счету все, что угодно. Эта работа интересна и с точки зрения обыкновенного потребителя: волей-неволей начинаешь лучше разбираться в тех вещах, с которыми сталкиваешься ежедневно в быту.

Прим. ред. - статья обозревает состояние рынка труда и образования РФ; список специальностей и специализаций данного направления в Украине можно узнать здесь.

Мария Кригер,
источник:
журнал "Куда пойти учиться",
сайт www.ucheba.ru

Перейти выше: Статьи