Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Тонкая сфера обслуживания // Профориентация
Необходимое образование / Статьи / Тонкая сфера обслуживания

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Получаем образование и опыт

01.08.2007 Тонкая сфера обслуживания

Первый опыт работы для молодого человека - это что-то наподобие первой любви или даже прыжка с парашютом, когда, кроме экстремальных ощущений, присутствуют еще и страх перед новым, и липкие от волнения ладони. Тем не менее часто молодой человек боится не столько неизведанного, сколько перспективы быть замеченным знакомыми и друзьями в бессмысленной форме промоутера или с блюдом официанта в руках. К сожалению, юношеская логика кое в чем ошибочна, так как не всегда самостоятельно способна прийти к элементарной аксиоме: без профессионального опыта и образования вряд ли можно сразу стать топ-менеджером большой компании.

"Служить бы рад, прислуживаться - тошно!"

Типичный представитель украинской молодежи далеко не похож на категоричного Чацкого, за плечами которого стояли титул и родовое наследство. Многим молодым украинцам приходится начинать свой профессиональный путь сразу же после окончания школы, а иногда даже раньше. Как правило, юноши и девушки находят первую работу именно в сфере обслуживания, где отсутствие опыта и образования легче компенсируется некоторыми практическими навыками. Официанты, бармены, мойщики посуды, кассиры, промоутеры - вакансии, которые всегда открыты для молодежи. Вопрос в том, как стать самостоятельным и самодостаточным, зарабатывать деньги на собственные нужды, но не ощущать себя при этом униженным?

Подводные камни воспоминаний или Ценность собственного опыта

Еще на так давно автор этой статьи сама работала официанткой и промоутером. Помню, когда ночной клуб, где я работала, посетили мои одногрупницы, никто не мог заставить меня обслуживать их столик. Тогда мне казалось это унижением, так как в течении года я упрямо создавала имидж раскованной, уверенной в себе и способной на все девушки. Почему-то в том возрасте все эти качества ассоциировались у меня со стильной одеждой и умением держать себя и отнюдь не с подносом усталой официантки. Прошло время и понимание того, что начав работать, я сделала самый верный взнос в свое дальнейшее становление, пришло ко мне само по себе.

Когда мои одногрупники еще только просиживали родительские деньги в дорогих клубах, я уже научилась:

  • быть организованной. Мое обучение нисколько не пострадало от недостатка времени. Я знала, что если не сделаю чего-то сегодня, то завтра у меня уже не будет такой возможности;
  • любить ходить на занятия. Есть своя радость в том, что после рабочих выходных одеваешь купленные на собственные деньги туфли и легкой походкой с одной только сумкой в руках идешь на интересную лекцию;
  • не унижаться. Ощущение собственного достоинства не зависит от достатка и социального положения. Обслуживая не весьма цивилизованную компанию, официант может использовать такие интонацию и выражение лица, что ни один клиент "под градусом" не сделает ему неуместного замечания;
  • разбираться в людях. Общеизвестный факт, что многие талантливые психологи в молодости подрабатывали официантами. Опыт работы в сфере обслуживания разрешает увидеть людей в том свете, в котором их невозможно наблюдать в обычной жизни. Поверьте, люди, которые жалеют денег на чаевые, чаще всего жадные, эгоистичные и не очень культурные.

Не стыдно работать промоутером, стыдно быть снобом

Чтобы доказать, что мой пример не одинок, я решила взять небольшое интервью у промоутера Татьяны Педосюк и официанта Владимира Гронова, которые уже некоторое время объединяют учёбу в университете с работой в сфере обслуживания.

Считаете ли вы, что пренебрежительное отношение к работе в сфере обслуживания - это в чем-то признак снобизма?

Татьяна Педосюк

Татьяна Педосюк - студентка и промоутер по совместительству

Татьяна: В целом - да. Человек, который стремится зарабатывать деньги, не должен пренебрегать любой возможностью. Понятно, в рамках закона и собственных принципов. Те, кто пренебрегают работой в сфере обслуживания, наверное, не имеют материальных проблем или желания самостоятельно зарабатывать. Тем более, промоутер, официант - классические варианты временного трудоустройства студентов. Это нормально.

Владимир: Сколько бы денег не зарабатывали родители, дети в определенном возрасте должны начинать самостоятельно обеспечивать себя. Но среди моих знакомых много таких, которые часто недовольны тем, какие вещи покупают им родители, или тем, что "предки" не могут обеспечить их жильем. И эти дети с претензиями совсем не понимают, что сами не способны заработать даже на резиновые тапки. Именно люди такого типа могут насмехаться, увидев тебя на рабочем месте. Действительно, они - настоящие снобы! Я не хочу быть таким. Для меня работа - это принципиальный выбор.

Были случаи, когда вы стыдились того, что работаете в сфере обслуживания?

Татьяна: Когда я впервые начала работать, это считалось даже престижным. Все относились к моему желанию работать с уважением. Эта работа дает большой опыт общения. Встречаясь с разными людьми, делясь при этом эмоциями, начинаешь намного лучше их понимать.

Владимир: А чего, собственно, я должен был стыдиться? Того, что я простой официант? А кем еще я могу быть, если мне 18 лет? Честно говоря, я горжусь тем, что работаю. Я много чему научился, особенно в плане общения. Я стал взрослым человеком. Меня уважают родители и знакомые, мнение которых я ценю. Кроме того, я получаю высшее образование, поэтому работа официанта - это просто определенный этап в жизни.

Какие отрицательные моменты существуют в работе в сфере обслуживания?

Татьяна: В супермаркетах случаются разные люди, даже "под шофе". Некоторые могут себе позволить некорректное поведение. Это может быть хамство или настырное предложение составить компанию. Я никогда не отвечаю неучтиво, даже в таких случаях улыбка помогает возродить атмосферу доброжелательности. Всегда стараюсь оставаться на высоте.

Владимир Гронов

Владимир Гронов, 18 лет, официант

Владимир: Думаю, сфера обслуживания ничем не отличается от других видов деятельности, связанных с общением. Вы можете работать в страховой компании и иметь больную голову потому, что кому-то не нравится качество ваших услуг или цены на них. Люди есть люди. К неприятностям своей работы я больше отношу уставшие после ночной смены руки. Это - действительно отрицательный момент! Но как приятно пересчитывать честно заработанные чаевые и знать, что мне не придется просить у родителей деньги на билеты в кино!

А вообще-то неважно, какой будет ваша первая работа, важно, что вы все-таки начали работать, и получать драгоценный опыт. Ведь теперь вы сами можете определить что вам нужнее: пойти в ночной клуб или приобрести зимние ботинки. Более того, никто и слова не скажет, если вы потратите все свои деньги на кофточку от Гальяно - ведь это ваши деньги! Кроме того, в качестве приятного бонуса прибавляется умение организовывать себя и свое время (хотя бы немного). Гарантирую, пройдет каких-то три-четыре месяца, и ваши родители со спокойной совестью будут отпускать вас хоть в Гималаи и с гордостью будут хвастаться всем знакомым: "А наш уже работает, сам на игрушки зарабатывает!". Проблем с родителями тоже станет меньше: работа в сфере обслуживания быстро учит держать себя в руках и проводить стратегические атаки.

Идти на свидание с девушкой (или с подружками по магазинам) приятнее, имея свои собственные средства, а не выпрошенные у мамы/папы деньги. Представьте, как это - заказать девушке дорогое угощение (или взять с полки платье, которое мама бы вам в жизни не купила) и со словами "Я могу это себе позволить!" гордо поплыть к кассе! И вообще за время работы обычно человек рекомендует себя как работник, что в дальнейшем значительно облегчает ему жизнь и поиски работы.

Кроме всего вышеперечисленного, вместе с работой вы получаете новый круг общения. Нередко молодой человек, который выходит за пределы обычного - дом-учеба-дом, находит на первом рабочем месте и друзей, и любовь.

Так что кто знает, может, работая кассиром вы встретите в очереди свою судьбу!

Подобных примеров можно привести еще много, но вывод один: первая работа - это первый шаг к успешному будущему. И чем раньше вы его сделаете, тем ближе будет ваше успешное будущее.

Перевод статьи Ирины Жигалюк,
"Тонка сфера обслуговування",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи