Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Социализм под европейским соусом // Профориентация
Опыт других стран / Белоруссия

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Опыт других стран

01.04.2008 Социализм под европейским соусом

Между Белоруссией и Украиной вполне можно бы было поставить знак равенства - обе страны бывшего Советского Союза оказались почти в равноценном положении после распада СССР. Но страна с десятимиллионным населением стремительно развивается благодаря трем основным составляющим - взвешенной государственной политике, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации, эффективности направления рабочей силы.

Белоруссия Прежде всего, белорусы делают ставку на будущее - они сейчас остро нуждаются в специалистах по сельскому хозяйству, инженерах, химиках и физиках, докторах наук в различных отраслях. Это легко объясняется стремлением увеличить конкурентоспособность продукции, повысить ее качество - тут наблюдается европейское направление развития экономики, продиктованное современным рынком. Поэтому науку уважают, а государство предоставляет все льготы, чтобы полностью раскрыть будущий талант, дать ему образование и обеспечить достойные условия труда - с тем, чтобы специалист работал на благо всей страны.

В отличие от многих других стран бывшего Советского Союза, рабочий класс в Белоруссии ценят и уважают. Обычный рабочий завода, фабрики, предприятия мотивируется значительным размером средней зарплаты, достойными условиями труда, поощрениями со стороны государства (подъемные деньги, предоставление жилья и тому подобное), даже доски почета в Беларуси еще остались.

Оно и понятно - при таком количестве крупных промышленных предприятий в собственности государства, рабочий класс составляет основную массу работоспособного населения страны. А с этим нельзя не считаться. За хорошего рабочего предприятия ведут настоящую войну, предлагая больший заработок и лучшие условия труда.

Наряду с глобальными отраслями, на которые делает ставку государство, развиваются еще и торговля, туризм, развлекательная индустрия и тому подобное. Поэтому есть потребность и в обслуживающем персонале, менеджерах, консультантах, аналитиках, управленцах - более современных профессиях. Так что простор для профессиональной ориентации есть - рынок требует.

Впрочем, заботиться о будущих специалистах государство начинает еще со школьных стен.

Галина Кривцева

психолог Минской средней школы №56 госпожа Галина Кривцева

- У каждого ребенка есть определенные склонности к отдельным видам деятельности и, определить это, длительное время наблюдая за ребенком, - довольно несложно, - говорит психолог Минской средней школы №56 госпожа Галина Кривцева. - Но, попадая за стены школы, будущий специалист понимает, что получил лишь общеобразовательную базу и свои знания или начальные умения редко когда может применить на практике. Например, далеко не каждый ребенок, который принимал участие в школьных олимпиадах по литературе, писал стихотворения, посещал литобъединения, сможет избрать именно это направление ключевым в жизни. На практике, школьные увлечения такими и остаются.

В определенное время нужно с действенной точки зрения оценить свои ресурсы. Именно на это в профориентационном плане делает сегодня ставку Белоруссия. Профориентация Белоруссии нацелена исключительно на подрастающее поколение. Причем, самое младшее. Среднестатистический гражданин должен выбрать для себя одну профессию на всю жизнь. Этот принцип берет свое начало с советских времен - еще с тех пор, когда граждане не могли получить второе высшее образование, а в уголовном кодексе даже существовала система штрафов для людей, которые не желали официально работать на благо страны. И хотя времена изменились, как и законодательство, традиции в Белоруссии остались.

В настоящее время все делается с целью повышения производственного потенциала и дохода на благо государства. Кстати, все наикрупнейшие, экономически активные предприятия принадлежат государству - их не продают, не приватизируют, не сдают в аренду. Похожая ситуация и с рабочей силой - трудовые ресурсы принадлежат государству. И оно заинтересовано в том, чтобы в начале карьеры каждого индивидуума провести все необходимые процедуры с целью наиболее точно выявить склонности, способности, навыки, черты конкретного человека, обучить его и побудить работать на государство. Этим, собственно, и определяется профориентация Белорусии.

Впрочем, не стоит думать, что в этой стране сохранился советский уклад в профориентационном плане. Ныне в Белоруссии работают многочисленные психологи, психологические службы, консультанты, службы центров занятости, которые позволяют каждому ребенку получить действенную психологическую помощь при выборе профессии, консультацию, пройти непосредственную психодиагностику с помощью специальных методик и комплексных опросников. Это право также сохранило за собой государство, что важно. Ведь частные консультации доступны будут далеко не каждому, а государство только будет терпеть убытки на постоянном обучении работников, которые сначала сделали один выбор, а впоследствии поняли, что это им не подходит, и стремятся кардинально поменять жизненные ориентиры.

Госпожа Галина Кривцева рассказывает, что сегодня определять способности ребенка в Белоруссии начинают еще в младших классах - это обычные тесты на темперамент, склонности, интересы. Причем, применяется не один тест, а целый ряд - так вероятность погрешности уменьшается. С одной стороны, это помогает учебному процессу, ведь педагогу легче работать с ребенком, зная ее, с другой, - помогает своевременно направить детский интерес в нужное русло. Широко популяризируются в Беларуси разнообразные кружки, секции, дополнительные занятия по интересам.

За это время ученики должны получить информацию о профессиях, сформировать собственные профессиональные планы, определить мотивы, которыми они руководствуются при выборе профессии, определить собственные преимущества и недостатки. Основной рубеж - у выпускников: к этому времени педагоги должны составить определенные рекомендации для ребенка с учетом его способностей и склонностей. Причем, на этом базируется система образования - дать определенные рекомендации и базу школьных знаний.

Настоящий переход от советской системы к европейской чувствуется уже в белорусских высших и средних учебных заведениях. И сами будущие специалисты, и их наставники должны помнить о том, что время нынче динамичное - сегодня актуальна одна профессия, завтра - уже совсем другая, послезавтра вообще появится профессия, о которой сегодня еще никто не слышал. Это нормально. А поэтому профессия может стать только фундаментом. А на нем будет выстраиваться многообразие рабочих мест в рамках одной и той же профессии. Например, бухгалтер сельского хозяйства должен получить не только знания по бухгалтерии, но и по специфике отрасли, уметь работать на компьютере, а также разбираться в налоговом законодательстве, а при потребности - быть управленцем и тому подобное. И это правильно, ведь знания и умения такого специалиста можно применить в различных сферах.

Основная особенность белорусской профориентации заключается в том, что выбор профессии в Белоруссии, в отличие от других постсоветских стран, остается государственным, а не личным вопросом. И от этого выигрывают все.

Перевод статьи
Александра Горидько
"Профорієнтація Білорусії",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Опыт других стран