Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Чехия: образование как предпосылка крепкой экономики // Профориентация

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Опыт других стран

27.06.2008 Чехия: образование как предпосылка крепкой экономики

После подавления советскими войсками чешского восстания 1968 года , эта небольшая страна вошла в содружество государств с социалистическим режимом. Времена изменились. Теперь Чехия - одна из мощнейших стран Евросоюза с наиболее низким в мире уровнем безработицы. И это при том, что крохотное государство насчитывает немного больше 10 млн. жителей.

Сегодня в Чехию направляются на заработки немало украинцев. По данным чрезвычайного и Полномочного посла Украины в Чешской республике Ивана Кулеби, сейчас лишь официально в Чехии зарегистрировано около 120 тысяч украинцев. По неофициальным данным эта цифра достигает 200 тысяч. Такая тотальная миграция не удивительна. Во-первых, культуры двух стран и язык похожи, а в чешских школах изучают русский язык. Во-вторых, уровень жизни в Чехии европейский. А это означает уверенность в завтрашнем дне, приличную зарплату, низкие цены и уровень безработицы, гарантированное и качественное образование.

Чешская Республика имеет один из наиболее стабильных и высоких показателей уровня образования во всей Европе. Благодаря политике государства, бесплатное образование является доминирующим фактором в обществе.

Начинается оно с детского сада, как и в каждом государстве. Дальше в Чехии существуют базовые школы, где учатся с 1 по 9 класс. В средней школе существует разветвленная система гимназий: восьмилетние, шестилетние и четырехлетние. В них соответственно можно поступить после 5-го, 7-го и 9-го классов. Именнос гимназий система образования начинает формировать будущего работника или специалиста. Это довольно оправданно. Чехи считают, что начальная школа должна научить ребребенка читать, писать, считать - т.е. элементарному. Дальше, кроме общих знаний, маленький гражданин должен получить еще и дополнительные знания и по окончанию гимназии определиться со специальностью. Предметы в гимназии распределены на обязательные и факультативные. Таким образом, ребенок имеет не только право выбора, но и некоторое время, чтобы определиться с будущим образованием или направлением деятельности. После гимназии ступенью выше стоят средние профессиональные учебные заведения и вузы.

Система высших учебных заведений построена таким образом, что почти все большие вузы (а их 27) являются государственными. Они славятся традициями и высоким качеством образования не только в Чехии, но и в Европе.

Система негосударственных вузов сурово контролируется государством. Чтобы иметь преимущества перед государственными учебными заведениями, частные вузы делают ставку на более тесную взаимосвязь теории и практики. К образованию в негосударственных вузах обычно привлекают маститых специалистов в области экономики, права, истории, финансов, банковского дела и т.п.. Очень часто из-за границы.

Такое поведение оправдало себя. Сегодня на рынке труда такие специалисты более востребованы, чем специалисты - выпускники государственных учебных заведений. Чехи считают это нормальным: абитуриент платит коммерческому вузу за свою будущую востребованность на рынке труда. И он ее получает. Чешское образование можно охарактеризовать большой инфраструктурой, либеральной процедурой поступления, государственной поддержкой, дешевизной и перспективами.

Вместе с тем, государственные вузы Чехии перегружены иностранцами. Высшее образование в Чехии получать чрезвычайно удобно именно гражданам из других стран, и прежде всего из бывшего Советского Союза. Основное преимущество - его дешевизна. Высшее образование можно получить по цене от 2 до 4 тыс. долларов. Приблизительно та же цена в Украине, в некоторых учреждениях даже выше. Разница заключается в том, что имея на руках чешских диплом, можно устроиться в любой стране Евросоюза. Чехия официально стала членом ЕС в 2004 году. С украинским дипломом в кармане это сложнее.

Не смотря на такую поддержку образования со стороны государства, сами чехи не спешат получать высшее образование. Этому оказывает содействие уровень жизни. Ведь даже без специальности в Чехии можно нормально жить, получать приличную зарплату и реализовывать себя в любой сфере. Для чехов диплом не настолько важен, как реальные знания или навыки. Поэтому Чехия заинтересована в привлечении специалистов их других стран.

Ныне в этой стране происходит промышленный бум. Главные центры промышленности - в городах Прага, Брно, Либерец, Хомутов, Будейовиц. Это в основномутекстильная и пищевая промышленность, производство строительных материалов, изделий широкого потребления и т.п.

Чрезвычайно развита в Чехии система профессиональной ориентации молодежи. Ее можно охарактеризовать:

  • использованием профессиональных консультантов по целевому назначению еще в гимназии.
  • расширением контактов, как учебных заведений, так и служб занятости со службой психологической поддержки, специальными службами, организациями, учреждениями, которые могут предоставить профессиональную консультацию в тому или другому направления.
  • широкой пропагандой профконсультационных услуг в СМИ.
  • разъяснительной работой среди руководителей предприятий, относительно необходимости профессионального консультирования и поддержки кадров, и привлечения молодых специалистов и рабочих к другим видам работы.

Внимание Министерства и ведомств труда сосредоточено на повышении качества профессиональной ориентации, прежде всего на стадии региональных органов занятости. При формировании положений и предложений по повышению качества профориентационных услуг Министерство труда предусматривает разработку критериев эффективности профориентационной работы.

Что касается негосударственных учреждений и центров по профессиональной ориентации, на них положены задачи по разработке специализированных психодиагностических технологий и оборудование для более точной работы, программ психокорекции, проведение семинаров среди педагогов по методам индивидуальной и групповой работы профессионального консультанта и т.п.. Негосударственные учреждения в сфере профориентации, диагностики и профконсультации имеют такие же права, как и государственные. Так, в частности, эти ведомства должны разрабатывать и подавать рекомендации для служб и центров занятости по профессиональной информации, профориентационной работе и т.п.

Сейчас Чехия занимает 27 место в мире по уровню жизни. Украина замает 147 место. Как утверждают эксперты международной комиссии при Евросоюзе, основную роль здесь играет именно взаимосвязанные звенья образования, профориентации и работы. Благодаря сотрудничеству и слаженным действиям этих трех доминирующих звеньев, бывшая социалистическая страна за короткий срок смогла построить сильную и стабильную экономику.

Перевод статьи Елены Марченко
"Чехія: освіта як передумова міцної економіки",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Опыт других стран