укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Опыт других стран

24.07.2007 Германия

Тем, что в нашей стране всегда были, есть и, по крайней мере, в ближайшее время, будут проблемы на рынке труда, уже никого не удивишь. Вопреки всем стараниям Государственной службы занятости, в Украине ужасный дефицит технических специальностей и море безработных специалистов-гуманитариев.

Германия С этой бедой могла бы помочь справиться профессиональная ориентация населения, но, не смотря на оптимистичные отчеты чиновников, профориентация еще не дошла к "простым" украинцам, а в вопросах профессиональной консультации населения нам еще далеко даже до Германии, которая страдает от перенасыщения иностранной рабочей силой. Народную мудрость "Хорошо там, где нас нет" помнят не все, и каждый год тысячи наших соотечественников выезжают в Италию и Германию с надеждой улучшить финансовое состояние своих семей, справедливо считая, что там, куда они едут, безработицы не будет. Конечно, уровень безработицы в той же Германии намного ниже украинской, несмотря на то, что каждый третий украинец едет на заработки или в Германию, или в Италию. Каким же образом организовано взаимодействие рынка и системы образования в так называемом "рае" для желающих подзаработать?

В Германии существует довольно оригинальная модель взаимодействия рынка труда и системы образования. Дело в том, что важной особенностью немецкого рынка труда является высокий уровень трудовой миграции - еще во времена "немецкого экономического чуда" самой дешевой рабочей силой были итальянцы. Со временем к ним присоединились турки и югославы. Именно в Германии возник термин "гастарбайтеры" для обозначения наиболее низкооплачиваемых и малоквалифицированных рабочих. Трудовая миграция всячески поощрялась, ведь таким нехитрым способом государство решало проблему послевоенного дефицита кадров.

Тем не менее трудовая миграция породила волну безработицы, ведь дети "гастарбайтеров" не хотели работать как их родители: они получали образование и старались устроиться на более престижные места. Кроме того, большое количество иностранной рабочей силы увеличило конкуренцию на рынке труда - в последнее десятилетие в ФРГ сохраняется довольно высокий уровень безработицы, уровень которой, по официальным данным, превышает сегодня 10%. В таких условиях проблема профессионального образования в Германии носит социальный характер.

В Германии существует несколько способов решения этой проблемы. Один такой способ происходит от исторической традиции, когда для проникновения в цеховую корпорацию претендент обязан был продолжительное время выполнять функции помощника мастера, овладевая, таким образом секретами профессионального мастерства, т.е. проходил своеобразный курс практического обучения. И сейчас много молодых людей на разных малых предприятиях начинают свою производственную деятельность как подмастерья. Государству такая схема очень удобна, ведь оно почти ничего не тратит на производственное обучение. Кроме того, она позволяет относительно равномерно распределить рабочую силу в стране, создает условия для развития небольших населенных пунктов и провинций, уменьшает миграцию трудоспособной молодежи в мегаполисы.

Вместе с тем, система обучения подмастерьев имеет определенные недостатки - узкая специализация, которая создает препятствия для профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы - специалист, допустим, с пошива меховых изделий, может не найти себе работы в другом городе, где нет подобных предприятий. Вдобавок, в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры руководители малых предприятий не хотят нанимать неквалифицированную молодежь.

Еще одним вариантом первичной профессионализации молодых людей в ФРГ является модель "трудового года". После получения общего среднего образования выпускник может подать заявку в земельные органы социального обеспечения или благотворительные организации (чаще всего церковные) о своем желании отработать год в рамках социальных проектов. Как правило, это экологические, образовательные, культурные мероприятия. Пройдя конкурсный отбор, молодые люди на протяжении года выполняют соответствующую работу за символическую плату. Государство или церковные фонды оплачивают наем жилья, питание и предоставляют незначительную сумму наличностью. Предполагается, что в ходе "трудового года" человек должен определиться с будущей специальностью, одновременно получив навыки трудовой деятельности и общие для любой профессии профессиональные компетенции.

В ФРГ существуют и центры профессионального образования, аналогичные нашим профессиональным училищам. Они готовят квалифицированные кадры для предприятий индустрии, сервиса и аграрного сектора. Процесс обучения занимает три года, при этом на протяжении первого года обучения ученик знакомится со всеми профессиями, по которым проводится подготовка в данном образовательном центре, пробует свои силы. Специализированное обучение начинается со второго года пребывания в учебном центре. Такое "приближение" образования к спросу рынка труда должно уменьшить число ошибок при выборе профессий, когда люди принимают решение на основе стереотипов или неполной информации, а после более близкого знакомства с будущей специальностью разочаровываются в своем профессиональном выборе. Кроме того, возможность познакомиться с азами профессиональной деятельности максимального количества профессий и специальностей создает более благоприятные возможности для последующего переобучения.

Еще одним существенным отличием немецкой системы профессионального обучения являетя концентрация и интеграция образовательных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько десятков профессиональных училищ в разных городах и распылять средства на обеспечение их материально-технической базы, в новых землях ФРГ формируются окружные и земельные центры начального и среднего профессионального образования, где проводится обучение самым разнообразным профессиям и специальностям. В результате сокращаются затраты на административный аппарат, концентрируются финансы для оплаты соответствующих коммунальных платежей, появляются ресурсы для поддержки материально-технической части в надлежащем состоянии.

Таким образом, молодому человеку в Германии, если у него есть желание работать, безработица не угрожает. И совсем другая ситуация для тех, кто работать не хочет...

Перевод статьи
Валентины Павленко "Німеччина",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Опыт других стран