Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Великобритания: профессиональные навыки здесь значат больше, чем диплом // Профориентация
Опыт других стран / Великобритания

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Опыт других стран

23.11.2007 Великобритания: профессиональные навыки здесь значат больше, чем диплом

Именно в Великобритании впервые в начале 19-го века возникла безработица, и впервые именно английский экономист сделал попытку объяснить ёё причины. А в настоящее время Великобритания имеет одну из лучших в мире теоретических баз в сфере профориентации, которая воплощается в жизнь как многоуровневым государственным механизмом, так и местной инициативой. А британские колледжи дальнейшего образования (Further Education) славятся во всем мире качеством профессионального образования.

Великобритания В программах обучения английских школьников предусмотрены практические занятия по большинству элементарных видов деятельности, составляющих основу многих профессий. Поэтому юные британцы могут самостоятельно решать, что именно им больше нравится делать, и на основе этого знания выбирать свою будущую профессию. В этом им помогает и то, что в ряде регионов Великобритании длительные учебные курсы разбиваются на отдельные модули, гибко соединяющиеся друг с другом. Реально это означает, что профориентация постоянно присутствует в жизни английских школьников, помогая им выстраивать и пересматривать во время обучения свои индивидуальные программы. Значительную роль в получении навыков, которые помогут в последующем выборе профессии, играет имитационное моделирование (деловые игры, производственное моделирование) и наблюдение за рабочими процессами (посещение предприятий, наблюдение за работой). Более того, в некоторых школах создаются мини-предприятия, где ученики сами создают компанию или кооператив, где производятся товары или предоставляются услуги и где практикуются все виды маркетинговой деятельности, продажи продукции и услуг. Такие проекты дают возможность молодым людям научиться брать на себя ответственность и руководство своими деловыми починами; выявить свои возможности в получении реальной работы для себя или научиться предпринимательским навыкам в малом бизнесе; помочь молодежи занимать более активную позицию в решении жизненных проблем.

В Великобритании нет учебных заведений, аналогичных украинским профессиональным училищам. Колледжи дальнейшего образования (Further Education) (около 600 по стране) - отчасти являются довольно престижными учебными заведениями, где обучаются профессиональным навыкам студенты из многих стран мира. Для большинства выпускников имеют гораздо большее значение приобретенные навыки и знания, чем диплом. Местные предприниматели внимательно следят за программами обучения в колледжах и их студентами - таким образом, они выбирают себе будущих работников.

Профориентация в сфере высшего образования более развита в университетах. Каждый университет, политехнический и другие вузы имеют свою собственную службу, доступную для студентов, которая, как и любой другой подраздел внутри учреждения, имеет свой собственный штат и предоставляет набор определенных услуг. Эти услуги предоставлялись даже в условиях сокращения бюджета в течение недавних лет.

Из истории профориентации в Великобритании

Смена подходов: от советов к саморазвитию

Около тридцати лет назад профориентация, в основном, ограничивалась советами клиентам по поводу того, какая квалификация и какой опыт работы необходимы для получения определенной профессии, как получить этот опыт, потом сообщалась основная информация относительно отдельных рабочих мест. На смену этому пришло время, когда основное внимание уделялось психологическим методам: использованию тестов для определения способностей личности, попыткам сопоставления выявленных способностей и возможностей требованиям разнообразных профессий.

А с недавних пор на вопрос профориентации в Великобритании все больше влияет концепция "профессионального роста". Естественно, идеи о том, что человек должен получать профессию в соответствии с собственными способностями, не были отброшены. Это - их дальнейшее развитие. "Профессиональный рост" рассматривает не только отдельного клиента, а и потребности, интересы и ценности клиентов в целом и то, какую работу можно им предложить в соответствии с их индивидуальностью и образом жизни. Профессиональная подготовка в настоящее время дополняется саморазвитием и ростом, а также помощью в принятии собственных решений, то есть развитием активной жизненной позиции.

А сначала были законы

В основу организации британского профессионального образования был положен "Закон о производственном обучении (Industrial Training Act)", принятый 1964 году. Он стал начальным этапом "прямого" участия государства в вопросах профессиональной подготовки, значительно укрепил позиции государственных центров профессиональной подготовки, необходимость существования которых в начале 60-х годов ставилась под сомнение, содействовал развитию колледжей дальнейшего образования (Further education).

Принятый в мае 1988 года "Закон о занятости" придал официальный статус "Комиссии по профессиональной подготовке", ставшей национальным органом управления профессиональным образованием и подготовкой кадров. Ныне Комиссия обеспечивает экономику квалифицированной рабочей силой, способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Она играет главную роль в переориентации правительственной политики по поводу подготовки рабочей силы, отвечающей квалификационным требованиям нынешнего и будущего производства. Основной задачей Комиссии является разработка мероприятий (на национальном и местном уровнях) по улучшению британской системы профессионального образования, с целью повышения соответствия подготовки кадров условиям занятости на рынке труда.

Роль государства в профориентации

В системе управления программами и проектами профессионального образования в Великобритании можно выделить такие уровни:

  1. Департамент образования и науки и Министерство занятости (Высший уровень);
  2. Комиссия по профессиональной подготовке, Служба профессиональной карьеры (Второй уровень);
  3. Колледжи, профессиональные школы, центры профессиональной подготовки и т.д. (Третий уровень).

Основным подразделением в составе Министерства занятости является Служба профессиональной карьеры. Она представлена по всей стране широко разветвленной сетью на региональном и местном уровнях. Местные органы этой службы несут ответственность за профориентационную работу, услуги и трудоустройство учеников, и молодёжи, только начинающей свою трудовую жизнь. Они активно участвуют в наборе молодежи для обучения, 97% выпускников школ проходят этот канал набора на работу.

Отделы Департамента образования и науки разрабатывают рекомендации для учебных планов и программ для всех форм обучения, активизируют работу учебных заведений касательно реализации государственных программ в сфере "профессиональное обучение-занятость", выделяют государственные ассигнования, анализируют развитие образования и профессиональной подготовки в регионах страны.

На национальном уровне создан Центральный совет по профессиональной подготовке, предоставляющий рекомендации для улучшения работы министру занятости.

На местном уровне действуют отраслевые советы (TECs), состоящие из предпринимателей, специалистов, назначаемых министром образования (для Шотландии - госсекретарём по вопросам Шотландии) и профсоюзов. Отраслевые советы готовят рекомендации по поводу содержания и длительности учебных программ для различных профессий, квалификации студентов и инструкторов, методов и стандартов квалификационных экзаменов.

Несмотря на такой серьезный подход, находятся и его критики. Для Великобритании, как отмечают специалисты, характерна развитая сеть различных учреждений профессионального образования и довольно громоздкий аппарат управления. По мнению британских специалистов, основная причина невысокой эффективности управления профессиональной подготовкой заключается в недостаточной координации деятельности самих министерств (нет четкого разграничения ответственности за трудоустройство).

Колледж - это вам не училище

Колледжи системы дальнейшего образования (Further Education) различаются по профилю и длительности обучения, по уровню подготовки, по форме собственности (частные или государственные), по условиям и качеству обучения и тому подобное. Среди них есть технические, строительные, торговые, сельскохозяйственные и другие. Несколько из них (20 в Англии и Уэльсе) являются узкопрофильными, то есть специализирующимися на одном или нескольких направлениях (сельское хозяйство, торговля, лесоводство). Другие, с учетом потребностей местной экономики, осуществляют подготовку по широкому кругу специальностей и профессий. В течение последних двух десятилетий большинство специализированных колледжей объединилось с колледжами общего профиля и являются в настоящее время многопрофильными учебными заведениями (лишь 34 сельскохозяйственных колледжа сохранили свой профиль). Подавляющее большинство колледжей реализуют образовательные программы по пяти-шести направлениям профессиональной подготовки.

Около трети колледжей используют свои собственные источники информации относительно потребностей рынка труда вместе с обзорами местных служб занятости. Около 70% колледжей консультируются с местными работодателями и около 60% - со службами профориентации.

Особенностью профессиональной подготовки в колледжах дальнейшего образования является то, что в большинстве случаев одни и те же колледжи реализуют как общеобразовательные, так и профессиональные программы на углубленном (продвинутом) или обычном (базовом) уровне, с отрывом или без отрыва от производства. Занятия без отрыва от производства обычно дополняются производственным ученичеством. Такая организация работы колледжей позволяет студентам в случае необходимости перейти с одной формы обучения на другую в стенах одного учебного заведения, получить специальности различного уровня.

Для колледжей характерны тесные связи с местной промышленностью и рынком. В каждом колледже создаются правление и консультативные комитеты по подготовке кадров для различных отраслей экономики, где представители промышленности и торговли обычно составляют не менее одной трети членов. Так, в консультативном комитете по строительству (Кингзуейский колледж) из 28 членов 15 - представители компаний, объединений предпринимателей; в комитете по электро- и электронному машиностроению из 22 членов таких представителей 12.

Посредством членства в правлениях и консультативных комитетах предприниматели получают возможность непосредственно принимать участие в организации профессиональных курсов, определять содержание обучения.

Свидетельства об окончании учебных заведений системы дальнейшего образования (GNVQ/NVQ) признаются по всей стране и работодателями, и высшими учебными заведениями, так что впоследствии можно продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить среднее образование продвинутого уровня, сдать экзамены - "А-levels" и даже получить ученую степень, подтвержденную местным университетом.

Британский колледж дальнейшего образования играет все большую роль в подготовке профессиональных кадров. В социальном плане колледжи и организованные при них курсы обеспечивают занятость значительной массы молодежи, вовлекают в сферу своего влияния безработных, взрослых, незанятое население, инвалидов, осужденных, отстающих в обучении, ранее не работавших женщин, иммигрантов. Колледжи предоставляют хорошие возможности получить дополнительные специальности, повысить квалификацию при свободном выборе сроков и темпов обучения.

Перевод статьи
Екатерины Островской
"Велика Британія: професійні навички
тут важать більше, аніж диплом"
,
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Опыт других стран