Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Польша // Профориентация

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Опыт других стран

23.10.2007 Польша

Польша - страна очень близкая по мировоззрению к Украине и сосед Украины, кроме того, она уже несколько лет в Евросоюзе и имеет опыт перехода от командно-административной системы к демократической. В ней раньше, чем в Украине, начались реформы в образовании и обществе, и раньше, чем в Украине, встал вопрос реформирования государственной системы профориентации и консультирования.

Польша В Польше уже в 1907-1908 гг., как и во многих странах Западной Европы, возникают первые частные службы по профессиональной ориентации, которые занимались изучением кандидатов на занимаемые должности путем опроса по ранее составленной анкете. В 80-х годах прошлого века в Польше центрами профориентации были районные и воеводские воспитательно-профессиональные консультации, куда входили специалисты разных профилей: психологи, социологи, врачи. У них посредством "опросных листов", "профориентационных карточек", "личных дел учеников" фиксировались данные изучения ученика посредством привлечения к процессу наблюдения многих учителей, а также учета результатов исследований врачей, психологов, рабочих профессиональной консультации. На основе анализа данной документации классная комиссия выносила вывод о том, верно ли сделан учеником выбор профессии и профиля учебного заведения для продолжения образования. Таким образом, молодые люди практически не имели голоса в процессе выбора профессии и методов диагностики своих профессиональных качеств.

Изменения, которые произошли в Польше, как результат демократических реформ после 1989 г., дали профессиональному консультированию новый толчок. Одним из ключевых проблем для молодого поколения стало осознание факта, что в рыночной экономике нужно самому принять ответственность за собственное профессиональное будущее. Означало это на практике необходимость планирования профессиональной карьеры и управления своей судьбой. Государство не несет уже ответственности за индивидуальную судьбу личности, а его роль сводится к формированию для личности условий, что делают возможным пользование другими формами профессионального консультирования и актуальной профессиональной информацией.

Особенный упор был сделан на приготовление школьной молодежи к активному формообразованию своей жизни. Новая идея профессионального консультирования в Польше выражается в следующих задачах:

  • личность ответственна за свою судьбу, должна считаться с объективными условиями, в которых живет, может одновременно использовать все задатки и возможности для развития собственной индивидуальности;
  • важным свойством человека является его активность, особенно интеллектуальная, что выражается в самоопределении, и делает возможным приспособление к частым изменениям, которые происходят в экономике и обществе;
  • решения личности должны быть рациональны и правильны, должны опираться на знание самого себя, своих сильных и слабых сторон;
  • взгляд личности на тему собственных преимуществ и недостатков субъективный, не окончательный и нужно его варьировать;
  • во время принятия решения необходимо больше, чем до настоящего момента, учитывать общественные условия на рынке образования и труда, в частности, конкуренцию на рынке труда в претензиях на рабочее место или в профессиональной школе и тому подобное.

В отличие от Украины, в которой профориентацией и профконсультированием занимается один государственный орган (Служба занятости подчинена Министерству труда и социальной политики Украины), в существующей системе профессионального консультирования в Польше имеется два элемента:

  • профессиональное консультирование для молодежи, находящеся в компетенции Министерства национального образования;
  • профессиональное консультирование для взрослых, безработных и ищущих работу лиц, находящееся в компетенции Общегосударственного учреждения труда, которое подчиняется Министерству труда и социальной политики.

Как и в Украине, профессиональное консультирование в Польше руководствуется шестью следующими принципами:

  • доступности услуг
  • добровольности
  • равенства в пользовании этими услугами
  • свободы выбора профессии и места предоставления работы
  • бесплатности этих услуг
  • конфиденциальности и охраны личных данных лиц.

В Польше функционирует трехуровневая организационная структура учреждений по трудоустройству, которые образуют Систему учреждений труда (СУП):

  • первый уровень составляет Общегосударственное учреждение труда (ОУТ)
  • второй уровень составляют 49 воеводских учреждений труда (ВУТ)
  • третий уровень составляют 371 районных учреждений труда (РУТ).

А в Украине в структуру Государственного центра занятости входят больше учреждений: Крымский республиканский центр занятости, Областные центры занятости (24), Районные центры занятости (491), Городские центры занятости (161) и Институт подготовки кадров государственной службы занятости. Это, конечно, обусловлено большей территорией и особенностями административно-территориального деления Украины.

В Польше, в отличие от Украины, в новой "Классификации специальностей и профессий" (1995) была введена новая профессия - "консультант профессии". С целью повышения качества услуг консультантов, в Польше начали действовать: Последипломные студии профессионального консультирования в Университете Лодзя, Последипломные студии заводознания в Католическом Люблинском Университете, а также многоэтапные, с участием заграничных специалистов, курсы для профессиональных консультантов, организованные Общегосударственным учреждением труда. К сожалению, в украинском классификаторе профессий 1995 года такой профессии нет, деятельностью профконсультанта занимаются специалисты с квалификацией психолога.

Значительным достижением польских научных работников было создание и внедрение (1997-2000 гг.) в Системе учреждений труда компьютерной программы "Консультант 2000" ("Doradca 2000"), версия 2,0 которой вышла в 2000 году, состоящей из четырех модулей: Навигатор, Клиент, Профессии, Образование. Она призвана помогать работе профессиональных консультантов в системе учреждений труда. В Украине также поняли возможности новых информационных технологий, и Государственный центр занятости с 1998 года начал разрабатывать и внедрять в действие Единственную информационно-аналитическую систему (ЕИАС), которая является глобальной системой, которая объединит все центры занятости, распределив между ними функции по иерархии, а также предусматривает создание унифицированной оперативной базы данных о спросе на рабочих, предложение рабочей силы и возможности профессионального обучения в Украине, обеспечивает возможность электронного взаимообмена с Пенсионным фондом, органами государственной власти, субсидий, статистики, налоговой администрации, социальными партнерами и тому подобное.

В отличие от Украины, в Польше государство в ряде случаев компенсирует расходы, "понесенные работодателем в случае полной занятости направленного выпускника (заработная плата, премии, взносы социального страхования в заранее обусловленном размере, что не превышает минимального оклада) за период до 12 месяцев". Также в Польше ряд налогов на протяжении года с момента трудоустройства платит вместо выпускника государство (в рамках дотации для Фонда труда). Также освобождаются от уплаты ряда налогов на протяжении года выпускники, открывшие свой бизнес.

Общие проблемы Украины и Польши обусловливают и одинаковые пути их решения. И хотя Украина стала независимой позже чем Польша, и не вступила еще в Евросоюз, однако уверенно делает важные реформы для решения проблем молодежи.

Перевод статьи
Екатерины Осадчей
"Польща",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Опыт других стран