Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Профориентация по-американски // Профориентация

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Опыт других стран

05.11.2007 Профориентация по-американски

Сейчас с уверенностью можно сказать, что профориентация появилась именно здесь, в стране небоскребов. Образование, как и другие сферы жизни, подчинены потребностям "потребителя". Такое пристальное внимание к запросам общества и высокий уровень материальной обеспеченности в результате дали американцам развитую систему профориентации. Школьное образование и профессиональные знания стали для них неотъемлемыми частями одного целого.

США А началось все тогда, когда в далеком 1899 году первые консультанты стали помогать ученикам средней школы в Детройте определиться с будущей профессией. Уже в начале ХХ столетия американский психолог Г. Мюнстерберг впервые составил и применил соответствующие тесты для оценки профессиональных способностей человека. А в 1908 году Фрэнк Парсонс учредил в Бостоне целое бюро по руководству выбором специальности. В это же время появляется новый раздел в науке - психология профессий.

Сейчас курс Career Development (то есть развитие карьеры) уже стал частью образовательной системы. Он призван познакомить с профессиями детей в возрасте от 5 до 14 лет. Начиная с так называемых нулевых классов, ученики изучают собственные склонности и с их учетом уже в таком юном возрасте могут планировать карьеру.

Последующее обучение распределено на среднюю и старшую школы. Старшеклассники даже занимаются в отдельных корпусах. В старшей школе, по возрасту соответствующей нашим 9-11 классам, осуществляется специализированное образование. Кроме минимума обязательных классов, ученики старшей школы имеют возможность выбирать себе дополнительные занятия самостоятельно. Такой предварительный выбор подросткам помогает сделать система тестирования. Например, тест Крейси, используемый и при отборе кандидатов на ту или иную вакансию, состоит аж из 70 вопросов. В результате вы получаете детальное описание ваших индивидуальных черт характера, сильных и слабых профессиональных сторон.

Когда ученик определил свои способности, уровень физической и умственной подготовки, он должен получить как можно больше информации о профессиях, из которых потом будет выбирать собственную. Здесь и пригодятся вышеупомянутые дополнительные классы. В большинстве школ типичный их набор состоит из иностранных языков, изобразительного или игрового искусств, компьютерной техники, издательского дела и уроков труда. Профессиональные занятия распределяются по двум фокусам интересов: межличностные отношения и работы, не связанные с "человеческим фактором": как-то наука или труд на открытом воздухе. Но главное, что у будущих специалистов есть реальная возможность попробовать себя в деле - например, пройти практику в детсаду, больнице или мастерской. Подростки регулярно посещают учебно-производственные комбинаты, где имеют возможность выбрать занятие, соответствующее своим склонностям. Если избранная специальность не понравилась - не проблема, предложат другую, а затем и третью. Главное, чтобы склонности школьника и его представление о профессии, в конце концов, совпали с требованиями избранной профессии. Это, согласно теории Парсонса, и должно гарантировать успех.

Более того, в каждой школе ежемесячно проходит день открытых дверей для встречи с потенциальными работодателями. Не удивительно, что американские учащиеся намного серьезнее и реальнее воспринимают свои карьерные перспективы, чем их украинские ровесники. Их с самого начала настраивают на то, чтобы выдерживать жесткую конкуренцию на рынке вакансий.

Также в последние годы в США наметилась тенденция к более тесному сотрудничеству школ и ВУЗов. В старшей школе появился новый тип классов, которые готовят школьников к вступительным экзаменам. Большинство университетов засчитывают хорошую отметку по этому курсу как начальный курс по соответствующему предмету. Почти как в Украине - где в ВУЗах существует система подготовительных отделений или многомесячных курсов. Однако у нас подготовительные отделения и курсы не заменяют школьных занятий - наоборот, усиливают нагрузку на старшеклассников.

Интересно, что даже при поступлении в ВУЗ абитуриенту можно не определяться с конкретным факультетом. Студент может выбрать свою специализацию лишь в конце первого, а иногда даже второго курса (напомним, что для получения бакалаврского диплома в США учатся четыре года, а квалификации "специалист" там попросту не существует). Конкретики при поступлении требуют только самые крупные университеты страны, но и там обычно находятся способы перейти с факультета на факультет.

Профориентация не теряет своей важности и при трудоустройстве. Экономисты США еще в 80-ые годы отмечали: если при найме сотрудников профотбор не проводился, то "текучка" лишь за год достигнет 50% от набранного штата. Американцы покидают рабочие места из-за того, что понимают свою непригодность к выполнению служебных обязанностей, или из-за банальной неудовлетворенности. Вместе с тем профориентация, на которую расходуется лишь несколько процентов от стоимости переподготовки рабочего, позволяет вдвое уменьшить количество уволенных по этим причинам.

Вместе с тем, американская система образования известна своей тенденцией переоценивать специальные знания и навыки. Вследствие этого американские специалисты могут свободно переходить из компании в компанию, но занять другую должность в одной и той же фирме для них намного сложнее. Исследователи также отмечают, что узкая специализация тормозит процесс создания новых товаров - ведь для этого нужно быть осведомленным и с достижениями в смежных отраслях. Наряду с этим американские принципы найма персонала практически не учитывают тех, кто не имеет углубленных знаний в определенной сфере, но готов учиться и овладевать новым.

Такой подход является причиной возникновения шуток о том, что даже для настройки каналов на новом телевизоре американцы вызывают специального мастера. Ориентация на узкие отрасли знаний действительно делает даже профессионалов беспомощными в вопросах, которые для нас являются вполне будничными. Именно поэтому в США и нынче ценят специалистов, которые получили высшее образование "советского" образца - несмотря на то, что профориентации в СССР уделялось намного меньше внимания.

Перевод статьи Ольги Калитки,
"Профорієнтація по-американськи",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Опыт других стран