Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Лебедь, Щука и Рак. Главное - не быть телегой! // Профориентация
Ориентиры для выбора профессии / Статьи / Лебедь, Щука и Рак. Главное - н...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Ориентиры для выбора профессии

06.07.2007 Лебедь, Щука и Рак. Главное - не быть телегой!

Высшее образование - пропуск в успешное будущее, твердо уверены наши родители. И упрямо пихают своих чад в разнообразные высшие учебные заведения, веря в их светлое будущее. При этом проявляется интересная закономерность: чем хуже училось чадо в школе, тем старательнее его устраивают. Другие родители бросаются в иную крайность: к примеру, ребенок хочет заниматься моделированием, родителей же настойчиво толкают его в сторону правоведения. Результат в обоих случаях бывает печален и для детей, потративших пять лет, и для родителей, потративших кучу денег, и для государства, так и не получившего нужных ему специалистов…

Куда ни глянь - вся молодежь с высшим образованием, а экономика страны все равно едва дышит… Парадокс? Парадокс! А причина в том, что наши родители, не понимая всей глубины проблемы, стремятся, чтоб мы жили лучше, чем они, считая, что высшее образование поможет нам в этом. И получается так, что Ваня из села Чупаховка, который в школе учился на твердую тройку, с гордостью в родительских глазах поступает в вуз (мама с папой для этого пять лет кормили кабанчика, да и не одного). Ну и какой из него будет специалист? Это не дискриминация сельской молодежи, просто, как мне кажется, каждый должен реально оценивать свои силы!

Продали еще одного кабанчика - Ваня уже на работе в Киеве. Работает экономистом, - с гордостью говорит его мама, которая частенько ездит в тот же Киев, правда, с обычной клетчатой сумкой и продает дары огорода, чтоб оплатить сыну квартиру. А в селе ржавеют трактора, поля забиты сорняками, и ферма давно развалилась...

Таких экономистов, юристов - полно, а экономика страны там и утонула, в болоте села Чупаховка…

Общество годами навязывает мысль, что главное - это получить высшее образование. И при этом большинство тех, кто сегодня имеет диплом, никогда или почти никогда не работали по своей специальности. Вы когда-то спрашивали себя: почему? Нет, не потому, что, как сегодня говорят, "сложно найти работу". А потому, что, поступая в вуз, мы выбираем образование, диплом, престиж, но не будущую работу. Может, именно отсюда начинается та социальная агрессия, которую наблюдаем на улицах города все чаще? Ну откуда появится удовольствие от жизни, если человек занимается нелюбимой работой, которая со временем превращается в каторгу, держит кукиш в кармане и глубоко в душе мечтает показать его "любимому" шефу. И кого прикажете винить? Родителей, которые неправильно сориентировали на жизненном пути и выбрали за вас профессию, "где будут хорошо платить", или учителей, которые не шепнули родителям на ухо про уникальные способности ребенка в конструировании бумажных корабликов? А может, во всем виноваты друзья, которые затюкали и заплевали ваше мужественное и самостоятельное решение стать производителем зубочисток? Наверняка, причину надо искать намного ближе - в себе. Именно из-за своего равнодушия и нерешительности мы становимся заложниками чужих желаний и взглядов. А на самом деле, это же МЫ согласились с родительским предложением, не отстояв своего; это же МЫ разрешили свои уличным приятелям переубедить нас в неправильности нашего выбора; это же МЫ не смогли доказать окружающим, а прежде всего самим себе, что обществу ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужны производители зубочисток и конструкторы бумажных корабликов… Вот и получается, что жизнь не сложилась, и члены семьи так же скучают на такой же нелюбимой работе.

Поэтому к выбору профессии нужно относиться со всей серьезностью и самостоятельностью, ведь это огромная ответственность. Ответственность перед родителями, перед обществом, перед собой (вероятно, самая важная, поскольку состоит в том, чтобы выбрать именно свой путь и идти по нему). Потому что только сам человек может понять, в чем его талант, призвание. И тут самое главное - не прогадать.

Молодому человеку довольно сложно сделать выбор профессии с учетом своих стремлений, наклонностей и способностей, поскольку вариантов много, а юноши и девушки еще не достаточно ориентируются в специфике разных специальностей. С одной стороны, это мечты о ярком будущем (актер, летчик, космонавт, каскадер), с другой - реалии материальных возможностей (дорогое обучение, проезд и тому подобное). К тому же не последнее слово принадлежит родителям, которые не всегда могут реально оценить способности своего ребенка, ведь для каждого родителя родное чадо - чуть ли не самый талантливый гений всех времен и народов. Поэтому прежде, чем стать очередным экономистом, юристом или переводчиком по совместному решению родителей, нужно хорошо подумать над тем, что ВАМ действительно нужно. Стремитесь ли вы сделать колоссальную карьеру, построить мосты на Марс, или вы хотите продолжить вековую династию, или вам просто все равно, лишь бы хватало на жизнь и лишний раз не трогали?

Нужно трезво оценивать свои желания, возможности и материальную выгоду от будущей специальности. Если же самостоятельно справится с этим не можете, а родители и друзья советую противоположное, не пренебрегайте помощью специалистов. Пройдите тест на профориентацию, узнайте, на что вы способны. Профессиональная ориентация молодежи - это постоянный процесс формирования личности в том виде деятельности, где будут использованы ее способности. Если выбор сделан наугад, человек будет чувствовать дискомфорт, и весь энтузиазм растеряется в стенах университета, из которого он для себя ничего полезного не вынесет. Поэтому ни в коем случае не поступайте в вуз только потому, что там учится ваш любимый певец, ведь вы с ним люди разные и неизвестно, какие пути привели его в стены того или иного университета.

В литературе довольно часто можно встретить утверждение, что вопросы выбора профессии стары как мир. И с одной стороны, это действительно так. Но нельзя забывать, что окружающий нас мир не остается неизменным. Развитие личности - процесс длительный, он не заканчивается с окончанием обучения в школе или высшем учебном заведении. Каждый из нас пытается предвидеть свое будущее, строит просто-таки грандиозные планы карьерного роста, часто даже не задумываясь над тем путем, который придется преодолеть. Поэтому, делая выбор, нужно реально оценить свои возможности, чтоб потом не было больно за бесцельно прожитые годы!

Перевод статьи Ольги Омельчук
"Лебідь, Щука і Рак.
Головне - не бути возом!"
,
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи