Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Насколько влияют СМИ на выбор профессии? // Профориентация
Ориентиры для выбора профессии / Статьи / Насколько влияют СМИ на выбор п...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Ориентиры для выбора профессии

26.11.2007 Насколько влияют СМИ на выбор профессии?

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где получить (продолжить) образование или куда пойти работать. Ему необходимо выбрать профессию, свой жизненный путь.

Каждому гражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать - не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.

Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитываются тысячи разнообразных профессий, при этом примерно ежегодно появляются сотни новых и исчезают десятки старых.

Конечно же, когда человек выбирает будущую профессию, огромную роль играют его личные качества и склонности. Однако это далеко не все, что влияет на окончательный выбор. Какие же еще факторы немаловажны в этом процессе? Рассмотрим некоторые из них:

  • Престижность профессии в обществе;
  • Ее востребованность;
  • Позиция членов семьи;
  • Позиция друзей и подруг;
  • Позиция учителей, школьных педагогов;
  • Личные планы и представления о будущей работе (в том числе. и представления о предполагаемом уровне доходов);
  • Информированность о достоинствах и недостатках различных профессий.

В последнем пункте не последнюю роль играют средства массовой информации. Насколько же они важны вообще и для выбора профессии в частности?

Радио, телевидение, пресса, Интернет… Через них проходят огромные потоки самой разнообразной информации. Новости, развлечения, сплетни, знания - все это в той или иной форме просачивается в нашу жизнь через СМИ. Переоценить их влияние на общество, пожалуй, невозможно. Они информируют, объясняют, развлекают - формируют общественное и личное мнение по самым разнообразным поводам. Что где происходит, кто что умеет, что хорошо, а что не очень - все это люди узнают благодаря средствам массовой информации. Вполне логично предположить, что и выбор профессии не в последнюю очередь обуславливается СМИ.

Насколько же сильно они влияют на самом деле? Для того чтобы как-то ответить на этот вопрос, проведем блиц-опрос - нескольким людям разного возраста и профессий зададим по три вопроса:

  1. Как повлияли на Ваш выбор профессии СМИ?
  2. Общее мнение - насколько сильно значение СМИ в выборе профессии?
  3. На каких именно профессиях больше всего акцентируется внимание в СМИ?

Итак, что же получилось?

Виталий, 26 лет, программист:

  1. Абсолютно никак, просто интересно всегда было. Разве что фильм "Хакеры" повлиял…
  2. Не знаю, не задумывался. Наверное, большое, но не очень.
  3. Шоубиз. Ну, и всякие публичные вроде журналистов и политиков.

Елена Сергеевна, 49 лет, главный бухгалтер:

  1. Честно говоря, не помню. Но, по-моему, СМИ были ни при чем.
  2. Значительное.
  3. По-моему, все, кроме по-настоящему полезных. Мало где про слесарей, к примеру, упоминают.

Юлия, 37 лет, тележурналист:

  1. Самым кардинальным образом! Уже десять лет сама в них работаю.
  2. Огромное, ведь сейчас жизнь без СМИ невозможно представить.
  3. Вы знаете, тяжело посмотреть на свою работу со стороны. Но в основном, бизнес, шоу-бизнес, политика, журналистика.

Сергей Петрович, 63 года, пенсионер:

  1. Да какие там СМИ? Отец военным был, и я тоже.
  2. Большое, да не лучшее.
  3. Всяких бандитов рекламируют да политиков!

Иван, 27 лет, продавец бытовой техники:

  1. В свое время начитался-насмотрелся детективов, на юриста выучился. А вот с работой по специальности как-то не получилось.
  2. Большое.
  3. Сейчас всякие "публичные", так сказать.

Николай, 30 лет, водитель:

  1. Нет.
  2. Не знаю, не задумывался.
  3. Ну, где какие. Разные, наверное.

Светлана, 24 года, воспитатель:

  1. Нет, я просто детей люблю.
  2. Я думаю, значительное. Все ведь что-то смотрят или читают.
  3. Разные. Я, например, когда-то моделью хотела стать, да не получилось.

Александр, 25 лет, охранник:

  1. Нет. Какую работу нашел, на той и работаю.
  2. Наверное, большое. Я вот боксом занялся, Кличко примером был.
  3. Спортсмены, бизнесмены. Ну, актеры там всякие.

Татьяна, 20 лет, студентка:

  1. Нет. Профессию бухгалтера выбрала под влиянием семьи.
  2. Думаю, большое.
  3. Наверное, политики и актеры.

Виктория, 24 года, менеджер:

  1. Да нет, СМИ не при делах.
  2. Скорее, размер зарплаты.
  3. Деятели бизнеса, бомонд всякий, я думаю.

Юрий, 28 лет, предприниматель:

  1. Скорее да, чем нет. Хотя я инженер по образованию.
  2. Да ну, какое там влияние…
  3. По-моему, пиарят, в основном, политиков.

Сергей, 24 года, системный администратор:

  1. Нет, так само получилось.
  2. Не в моем случае, но, скорее всего, большое.
  3. На виду, в основном, политики и артисты. Ну, бизнес еще и спортсмены.

Александр Петрович, 54 года, инженер:

  1. Да, в свое время моя профессия была престижна. А сейчас с нее в тех же СМИ просто смеются. Времена меняются...
  2. Огромное!
  3. Ну про кого сейчас увидишь-услышишь? Депутаты да барыги.

Анна, 30 лет, домохозяйка:

  1. У меня и профессии-то нету.
  2. Наверное, да. Я не задумывалась, если честно.
  3. Музыканты, актеры.

Алина, 24 года, ведущая радиостанции:

  1. Да, я давно хотела быть радиоведущей.
  2. Конечно, оказывает!
  3. Ну, моя, например. А вообще - музыканты, актеры и прочие публичные профессии. В последнее время еще и политики.

Подведем итоги нашего маленького соцопроса.

Вопрос первый.

СМИ повлияли на выбор профессии у пяти респондентов из пятнадцати. Причем, двое из них сейчас работают не по специальности.

Вопрос второй.

Большинство опрошенных (одиннадцать из пятнадцати) считают, что СМИ влияют на выбор профессии вообще, причем степень влияния варьируется от "наверное" до "огромного". Трое не признают какого-либо влияния, двое не задумывались над этим вопросом.

Вопрос третий.

Среди, казалось бы, разных ответов на этот вопрос, в "чистом" виде упоминаются лишь политики, бизнесмены, деятели шоу-бизнеса (музыканты, актеры, модели), спортсмены и журналисты.

Итак, каково же влияние средств массовой информации на выбор профессии?

Несмотря на то, что влияние СМИ на выбор профессии практически не вызывает сомнений, оно все же не является решающим в большинстве случаев. Чаще все же более важным оказываются личные наклонности, мнение родственников либо обстоятельства.

Одной из причин такой ситуации можно назвать своего рода "узконаправленность" средств массовой информации. Все-таки, в основном, они привлекают внимание к довольно небольшому набору профессий. А именно - наиболее публичных и резонансных; таких, какие постоянно на виду. Особенно это, пожалуй, телевидение и пресса (особенно "желтая", к сожалению, наиболее популярная и распространенная). Довольно редко можно встретить сюжет или хотя бы просто анализ таких нужных профессий, как столяр, слесарь, строитель любой специальности и т.п., зато наиболее яркие и броские (модель, артист, спортсмен), встречаются постоянно.

Естественно, с чисто психологической точки зрения гораздо привлекательнее стать представителем шикарно разрекламированной профессии (например, артист), или "серьезной" (политик), или "богатой" (бизнесмен), или "эксклюзивной" (фотомодель) и т.п.

К сожалению, реально необходимые обществу специальности недостаточно описываются и разъясняются в современных СМИ (кстати, некоторые респонденты нашего мини-опроса это подметили, особенно старшего возраста). Гораздо выгоднее для самих редакций (телеканалов, радиостанций и т.п.) выдавать что-либо более "эффектное" и легко продаваемое.

Без всяких сомнений, СМИ - очень серьёзный и важный источник информации. Однако, учитывая общую ситуацию в средствах массовой информации в настоящий момент, в основной массе, подаваемый ими материал недостаточно информирует людей о преимуществах и недостатках той или иной профессии. Поэтому все же СМИ лучше использовать как вспомогательный источник в достаточно сложном вопросе выбора профессии.

Евгений Булгаков,
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи