Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Профориентация начинается с… пеленок? // Профориентация
Ориентиры для выбора профессии / Статьи / Профориентация начинается с… пе...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Ориентиры для выбора профессии

07.04.2008 Профориентация начинается с… пеленок?

Каждый из нас знает, насколько важно найти свое место в жизни, заниматься делом, которое по душе, самоутвердиться на профессиональном поприще. Но редко кто задумывается, с чего действительно начинается карьера человека - причем не бумажная, как вот наличие диплома, а реальная - с учетом всех потребностей, способностей, склонностей, в первую очередь. Ведь все мы рождаемся равными, за исключением некоторых - лишь некоторых - врожденных способностей и талантов, или физических особенностей.

Алина Кравченко

Алина Кравченко, психолог-консультант

По мнению психолога-консультанта Алины Кравченко, профориентацию будущего специалиста нужно начинать с детства, то есть заложить с первых лет жизни фундамент, чтобы впоследствии ребенок с большей уверенностью смог определиться в профориентационном пространстве. Ведь все те способности и навыки, характер и типы темперамента, на предмет которых вашего ребенка будут тестировать и будут определять его способности к профессиональной деятельности, могут заложить сами же родители.

Пример: Трехлетняя Аннушка после первых же посещений детского садика начала часто болеть. Чтобы обеспечить более качественный присмотр, ее забрала к себе бабушка. Под пристальным вниманием и благодаря постоянной заботе девочка не болела, но дало о себе знать отсутствие общения с ровесниками, потому что общаться с одногодками девочка начала лишь в школе. Это помешало ей в дальнейшем выстроить взаимоотношения с одноклассниками. И, как следствие, сформировало одно из ее главных качеств - некоммуникабельность. Поэтому выбранная профессия продавца девушке не подошла - пришлось кардинально менять специальность. Ныне Аннушка - младший научный сотрудник музея.

Кто должен помочь?

К профессиональному самоопределению человек должен прийти самостоятельно - это как будто верхушка айсберга под названием "индивидуальная профориентация". Но подтолкнуть его к этому шагу, создать соответствующие условия для развития тех или других способностей, задатков должно общество. Это, прежде всего, родители - поскольку с детства семья стоит на первом месте для ребенка, впоследствии - воспитатели детского садика, учителя, психологи, в старшем возрасте - консультанты.

Но не только. Родителям следует обратить особенное внимание, если ребенок нуждается в консультации других специалистов - логопеда, дефектолога, нейропсихолога. Ведь ребенок без дефектов речи, мышления будет иметь более широкий диапазон выбора профессии.

Пример: Родители Антона с детства уделяли немало внимания мальчику - постоянно занимались с ним, читали сказки, а в дальнейшем - и детские стихотворения, постоянно разучивали песенки. Не удивительно, что мальчик рано научился читать и писать. В школе Антон лучше всех писал сочинения, потому что литературная тематика была ему знакома, умел хорошо пересказать прочитанное, имел неплохую зрительную память. Когда пришло время выбирать профессию - у учителей не было сомнений, что свою судьбу Антон свяжет с творчеством или литературой. Ныне юноша - студент журфака.

Как помочь правильно?

Следует сразу определиться с воспитанием ребенка - не обязательно нанимать няню, которая бы читала поэзию с целью вырастить будущего Пушкина. Вместо этого с первых лет жизни не нужно мешать ребенку запретами и ограничениями (конечно, в разумных пределах) познавать мир. Большое значение будет иметь ваша помощь в развитии умственных способностей ребенка, мелкой моторики, навыков общения. Родителям не стоит бояться обратиться по этому поводу к специалисту. Здесь следует руководствоваться соображением: чем больше ребенок получит, тем большей будет отдача в будущем - и в профессиональном, в частности.

А вот выявить способности и одаренность ребенка можно уже с 4-6 лет. Большое значение будет иметь и процесс поощрения в этом же возрасте. Ребенок рисует, поет, декламирует стихотворения - это еще не делает из него будущего художника или диктора, как считают родители, но и не исключает такой возможности.

В школьные годы родительский груз в этом плане частично берет на себя школа. И какой бы ни была обеспокоенность родителей, современная система образования формировалась столетиями и включает опыт многих людей - педагогов, психологов, учителей и тому подобное.

Но и здесь найдется работа для родителей. Ведь можно полностью доверить собственное чадо учителям, а можно стать союзником педагогов и вместе преодолевать детские капризы, страхи, агрессии, пассивность, стыдливость и тому подобное. Слишком конфликтные, агрессивные или пассивные специалисты, поверьте, не устроят ни одного работодателя.

Пример: Петина мама с детства приучила сына к чистоте и опрятности. Все должно было быть на своих местах, в полном порядке, а внешний вид должен был быть всегда безукоризнен. Петя поступил в медицинское училище, закончив его с отличием. Городская больница, которая нуждалась в младших медицинских работниках, сразу направила своего представителя для отбора кадров. Юноше предложили работу - обратили внимание на аккуратную прическу, чистые ногти, наглаженную одежду - именно такой медицинский работник и был нужен для неонатологического отделения, где предполагалась работа с новорожденными и неряшливость могла стоить кому-то жизни.

Профориентация для каждого разная?

Каким бы ни был ребенок, какими бы физическими, психическими, моральными качествами он ни обладал - он, прежде всего, остается индивидуальностью и шаблоны или категоричность в профориентационном плане здесь никоим образом не подойдут. Обязывать к чему-то или навязывать человеку что-либо в плане самоопределения, выбора профессии - ошибочно. Ведь у каждого свои представления о счастье, работе, занятости, деньгах, успехе, у каждого свои потребности. Главной задачей окружения, которое воспитывает будущего профессионала, есть повод продемонстрировать ребенку, что в жизни нет ничего невозможного, что есть множество примеров, которые противоречат всем правилам и нормам. Ведь не единичны случаи, когда некоммуникабельные люди достигают успеха в сфере, где необходимо общение, нетворческие люди достигают значительных успехов в искусстве, люди с врожденными недостатками строят карьеру и достигают успехов в сферах, где и здоровому человеку очень тяжело.

В любом случае, общество может лишь помочь ребенку в развитии его способностей, многому научить и продемонстрировать, но - никоим образом не выбирать за него. Сегодня вы уделите внимание мелким и незначительным, казалось бы, на первый взгляд, вещам, завтра немного более важным - в силу детского возраста и восприятия. Так формируется человек и специалист.

Перевод статьи
Елены Марченко
"Профорієнтація
починається з… пелюшок?"
,
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи