Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
В институт за знаниями или за дипломом? // Профориентация
Ориентиры для выбора профессии / Статьи / В институт за знаниями или за д...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Ориентиры для выбора профессии

02.07.2007 В институт за знаниями или за дипломом?

Помните знаменитое: "Не хочу учиться, хочу жениться!"? Оказывается, молодежи, желающей ничего не делать, ничуть не поубавилось с петровских времен...

Закончилась вступительная компания... Абитуриенты уже зачислены в учебные заведения. Через 4-5 лет они закончат вуз и станут дипломированными специалистами… Но работать по специальности пойдут не все.

И не из-за высокой безработицы в стране, а из-за того, что большая часть молодежи пошла учится на престижные специальности, даже не задумываясь о том, будет ли потом работать по выбранной специальности. Одна моя знакомая в свое время еле закончила 9 классов школы. То, что ничего путевого из нее не выйдет было понятно сразу: ничего кроме гулянок ее не интересовало. Она рано вышла замуж, рано родила ребенка. Нигде не работала. И вот, недавно она пришла ко мне с просьбой написать для нее контрольную по химии в институт. "За все остальные я уже договорилась, мне их напишут, а вот за химию никто не берется", – это слова человека, который учился уже на 3 курсе по специальности "маркетинг". "Зачем же ты шла туда учиться, если все работы за тебя делают другие?" – я этого действительно не понимала. "А что, мама платит, специальность престижная, за контрольные мама тоже платит, чтоб я их заказывала. Да еще и "отмазка" есть, чтоб не работать, я ж учусь." – "А что после того, как закончишь? Пойдешь работать по специальности?" - "Тю, придет же тебе такое в голову! Как я пойду работать, если ничего не знаю! Но 5 лет я уже выиграла, а дальше буду решать".

После того разговора я впервые задумалась над тем, ради чего, собственно, молодежь идет в вузы. Почему-то мне, наивной, всегда казалось, что высшие учебные заведения существуют для того, чтобы там получить знания, а потом диплом. Поэтому в голову не приходило что можно проучится 5 лет только для того, чтобы получить только диплом (без знаний) или оттянуть тот момент, когда нужно будет работать. Но общаясь с друзьями, я поняла, что позиция "если родители платят, почему бы не учится" достаточно распространена. Повышение жизненного уровня населения и обучение по контракту значительно упростили поступление в вузы: не прошел по конкурсу, так как плохо сдал экзамены – не важно, можно пойти "на контракт", только бы те экзамены вообще сдать. И через 5 лет ты уже человек с высшим образованием. Это круто! К сожалению, многие видят только это "круто" и не замечают тех денег, которые тратятся на обучение. Это относится не только к молодежи, а и к родителям, которые согласны платить за обучение ребенка не столько для того, чтобы дать ему специальность, сколько для того, чтобы при возможности сказать знакомым: "А мой ребенок учится в ВУЗе". Иногда даже создается впечатление, что родителям тот диплом нужен больше, чем ребенку. Но ведь такая ситуация не нормальна! Мне очень импонирует отношение к контрактному образованию на Западе. Минимальный уровень образования родители обеспечивают, а если хочешь большего бери кредит в банке, получай специальность и отдавай кредит. Сам отдавай! При такой системе человеку в голову не придет идти учится абы куда, ведь чтоб отдать кредит нужно работать. А это значит, что образование – не цель, а способ достижения цели – хорошей работы, которая даст возможность вернуть кредит. Родители там тоже относятся к образованию ребенка как кредиторы: они вкладывают деньги, если "проект" кажется им прибыльным. Если же они имеют сомнения по поводу перспективы получения "дивидендов", то деньги не вкладывают. Может это и кажется странным и даже несправедливым по отношению к ребенку, но такая система дисциплинирует обе стороны. У родителей нет повода укорять ребенка: "Ради чего я 5 лет платил за тебя в институте? Ради того, чтобы ты пошел ремонтировать машины?". И молодой человек тоже не обвинит родителей: "Вы меня заставили идти туда, куда я не хотел". У нас же такие взаимные обвинения можно услышать чуть ли не в каждой второй семье. И виноваты в этом тоже обе стороны. Потому что родители, оплачивая обучение ребенка, иногда не считаются с его интересами и стремлениями (а молодежи ничего не остается, как идти туда, куда сказали родители, ведь они платят и соответственно "заказывают музыку"). Молодежь тоже идет путем наименьшего сопротивления родители платят, ну и ладно, что ли тяжело мне проучиться эти несколько лет, да еще и специальность престижная. Но в итоге недовольными остаются и те, и другие. В итоге, после окончания вуза все становится на свои места: молодежь, положив диплом в ящик, идет работать туда, куда зовут наклонности, а родителям ничего не остается, как понять, что 5 лет они платили за диплом, который ребенку не нужен. Все налаживается, жизнь идет дальше. Только вот денег, вложенных не в образование, а в диплом, не вернуть.

Как можно изменить эту ситуацию? Во-первых, доступные кредиты на обучение. Кредиты, которые оформляются на самого молодого человека, а не на его родителей! Тогда будет стимул идти не туда, где престижно, а туда, где ты получишь те знания, которыми потом реально сможешь заработать деньги. Во-вторых, нужна более широкая информированность выпускников школ и молодежи вообще про тенденции рынка трудоустройства. Нужно дать молодежи реальные представления про то, каких специалистов слишком много (поэтому высока конкуренция), а каких специалистов мало, и на их труд большей спрос. Особенно нужно привлекать внимание молодежи к тому, что собой представляет работа по выбранной специальности. Потому как очень часто идя, например, на компьютерную специальность, человек имеет очень туманные представления про саму работу, что-то вроде "сидеть за компьютером, нажимать на клавиши". Третье, и, наверное, самое главное – систему образования нужно перестраивать таким образом, чтобы с детства воспитывать чувство собственной ответственности за свою судьбу. Если молодежь будет более активной, если будет иметь активную жизненную позицию, то не будет получать профессию исключительно из-за влияния друзей или родителей. Если каждый представитель молодежи поймет, что его жизнь зависит только от него самого, если при решении вопроса "куда пойти учится" будет руководствоваться расчетом, а не престижностью специальности, то встретить человека с высшим образованием, работающего в торговой палатке, будет скорее исключением, чем правилом, как это есть сейчас.

Гавришева Ирина, источник:
"Молодежная правда"

Перейти выше: Статьи