Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Поступить и не оступиться // Профориентация
Ориентиры для выбора профессии / Статьи / Поступить и не оступиться

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Ориентиры для выбора профессии

24.09.2007 Поступить и не оступиться

Досадно, но факт: среди моих знакомых немало тех, кто разочаровался в своих вузах. Одни вылетели на первых курсах, другие же, стиснув зубы, продолжают обучение. При этом жалуются, что тратят попусту время, которое можно бы было провести куда полезнее для своего развития. И хорошо бы те, кто поступал, "лишь бы поступить", или те, кого "устроили" родители! Но бывает и такое: человек мечтал учиться в конкретном институте, преодолел сумасшедший конкурс, однако уже с первых дней обучения что-то не сложилось. Одних коллектив не принял, вторым неинтересно, третьим тяжело, четвертые поняли, что имели неправильное представление о своей будущей специальности, пятых перегружают большим количеством ненужных предметов, шестым не дают работать. Поступая в вуз, никто и не догадывался о подводных камнях, которые скрывала его такая благополучная на вид жизнь...

Впрочем, разочарования можно избежать, если подойти к выбору вуза разумно. Но, прежде всего, определитесь с главным: нужно ли это вам? Забудьте на минутку о том, что "и дед с красным дипломом, и отец", и о том, что "без диплома сегодня не проживешь". Несколько лет назад диплом авторитетного вуза действительно действовал на работодателя гипнотически. Но позже, когда общее стремление отличий, а не знаний привело к появлению большого количества дипломированных невежд, работодатели начали обращать внимание на способности кандидата, его смекалку и умение учиться новому. Так не лучше ли год - два после школы поработать, начать с незначительной должности и приложить максимум усилий, чтобы тебя заметили, почувствовать реальную жизнь, понять требования работодателей и более трезво оценить свои возможности?

У ребят на это найдется свой неопровержимый аргумент, что если не поступишь сразу после школы, то придется идти на службу в армию. Идти в армию или нет - личное дело каждого. Но, собственно, что лучше: "упустить" девять месяцев на плацу или пять - шесть лет, изучая неинтересную и ненужную специальность? Тем более, что, когда вы выйдете специалистом из вуза, где нет военной кафедры, или есть, но вы не смогли попасть туда по определенным причинам, военкомат будет "охотиться" на вас еще несколько лет, пока вам не исполнится двадцать пять. Согласитесь, попасть в армию в начале карьеры, достаточно досадно, поскольку вы можете забыть все, чему вас учили в вузе.

Следовательно, вы взвесили все "за и против" и пришли к выводу, что "это" вам всё-таки нужно. Прекрасно. Первый шаг - "это" необходимо конкретизировать. Для начала попробуйте четко представить себе, чем вы бы хотели заниматься в жизни. Знаю, что многие выпускники школ еще не определились, кем хотят быть. Прежде всего, оцените свой потенциал. Гуманитарий вы или технарь? Есть ли у вас особенные таланты, которые было бы неплохо развить ради последующего карьерного роста: литературный дар, склонность изобретать, организаторские способности. Это может помочь вам избрать сферу деятельности, в которой вы раскроете свой талант в полной мере. Может случиться так, что вы - "золотая середина", но с детства чем-то интересуетесь, например, компьютерами либо животными, или же мечтали о какой-то профессии. Это тоже неплохо, поскольку заинтересованность, старательность и стремление к своей цели помогут вам достичь успеха. Если же ни с талантами, ни с мечтой вам не повезло, а в вуз очень хочется, тогда выбирайте тот, где более низкие требования. Ведь обучение не должно превращаться в пытку.

Определившись с будущей деятельностью, берите справочник для абитуриентов и выписывайте в столбик вузы, где готовят за нужной вам специальностью. Второй шаг - собрать максимум информации о каждом выбранном вузе, сравнить и выбрать наиболее приемлемый для себя. Было бы хорошо составить объективное впечатление не только о вузе в целом, но и, в частности, о факультете, на котором вы стремитесь учиться. Разные факультеты одного и того же заведения могут отличаться и контингентом студентов, и уровнем преподавания, и еще многими признаками.

Хоть как это ни странно, рекламные проспекты вузов, преподаватели, администрация и разнообразные консультанты в приемных комиссиях являются не вполне достоверным источником информации. Просто из-за собственной предубежденности. Вы узнаете о вузе много хорошего и привлекательного, при этом недостатки будут незначительными или вообще о них ничего не скажут. Да и позитив, если присмотреться ближе, может быть, мягко говоря, преувеличенным.

Поработав пресс-секретарем одного из киевских вузов, я убедилась, что высокий конкурс нередко обусловлен не столько объективно высоким уровнем преподавания, сколько искусным и мощным пиаром. Каждый вуз имеет свой козырь, предлагая абитуриентам образ, который вызывает доверие. Репутация, построенная на нем, держится достаточно долго. Жизнь не стоит на месте, и вузовская система может незаметно прогнивать изнутри. Даже если сначала красивые образы имеют под собой реальную основу, то через несколько лет от них могут остаться лишь мыльные пузыри, которые продолжают усиленно раздувать.

В действительности же оказывается, что "давние традиции" вуза остались в далеком прошлом, а половина "славных профессоров" отошла в мир иной или уволилась. Те, кто громко заявляет об инновационных методах обучения, не могут гарантировать, что эти методы сработают именно на вас. "Индивидуальный подход к каждому студенту" в большинстве случаев - лишь красивые слова, особенно там, где в группах много студентов. Да и информация наподобие что, " Диплом нашего вуза признается за границей" либо "Наших выпускников берут везде", может быть либо преувеличенной, либо устаревшей. Попробуйте узнать, как трудоустроились выпускники определенного вуза в целом и нужного вам факультета в частности. Они могут работать в известных компаниях, но не на первом месте. А кто-то и вообще скажет вам, что вуз никак не помог им в трудоустройстве. Если же в вузе уверяют, что поступить в него возможно без блата - это плюс. Однако не спешите. Поступить - еще не означает достичь поставленной цели. Наиболее важным является то, сможете ли вы там учиться.

В целом, лица, заинтересованные в поддержке высокого рейтинга своего вуза, никогда не предоставят вам объективной информации. Поэтому попробуйте познакомиться с местными студентами или выпускниками. Вот кто расскажет вам чистую правду и о преподавателях, и о жизни в вузе. И если где-то что-то не так, они не будут молчать. Если конечно, вы сможете завоевать их доверие. Все зависит от вас. Желательно, конечно, не ограничиваться одним мнением, поскольку оно может быть субъективным.

О многих вещах лучше узнать предварительно, чтобы позже не иметь неприятных сюрпризов. Насколько большой является нагрузка? Какие дополнительные курсы стоит выбрать, а какие нет? Как отнесётся администрация к вашему желанию совмещать работу с обучением? Берут ли преподаватели взятки, и если так, то в каком размере? Отдельно стоит узнать об общежитии: есть ли оно вообще, где расположено, какие условия проживания, требуют ли плату за поселение?

Важную роль играет и ваше собственное мнение. Мнение ваших родителей также формируется под воздействием рекламы и слухов, поэтому не всегда является объективным. Если это только возможно, постарайтесь лично побывать в вузе, пройтись коридорами, столовыми и библиотеками, заглянуть в аудитории, почувствовать атмосферу, посмотреть на студентов, в частности, из вашего будущего факультета. Сможете ли вы влиться в коллектив, который состоит преимущественно из "мажоров" или, например, "ботаников"?

Следовательно, владея всей информацией, которая вас интересует, можно проанализировать данные и выбрать оптимальный вариант.

Знаю из собственного опыта, что после удачного поступления вы некоторое время будете находиться в эйфории и будете смотреть на вуз сквозь розовые очки. Но это максимум до первой сессии. В каждом вузе существует свой период раскачки. Как бы там ни было, чтобы не было больно падать, стоит быстро сориентироваться, что к чему, и включиться в обучение. Не откладывайте на потом, пытайтесь, как можно меньше пропускать. Расслабиться можно будет на старших курсах, до которых искренне желаю вам "дожить". Кстати, школьные отличники нередко вылетают на первых курсах, тогда как троечники и четверочники становятся нормальными специалистами. Просто в школе они привыкли работать, не получая привилегий за "особенные таланты".

Несколько слов следует сказать и о вашем статусе в новом коллективе. О прежней школьной репутации придется забыть. Хоть бы кем вы не были в классе - общим любимцем или незаметной серой мышкой - в вузе появляется шанс построить новую репутацию. Здесь никто не знает о ваших прежних достижениях. Ведите себя добродушно, будьте дружески настроенными и неконфликтными. Проявить себя вы еще успеете. Заведите как можно больше знакомых на своем потоке и среди старшекурсников, особенно в общежитии. Это - неисчерпаемый источник конспектов и информации о жизни в вузе.

Итак, успехов! Единственное пожелание напоследок: если в процессе обучения вы поняли, что это не ваше, не мучайте себя. Поищите другие варианты, переведитесь в другой вуз, в конечном итоге, поработайте год и определитесь. Хоть бы что там говорили родители и окружающие, эта ваша жизнь и ваше время. А оно в настоящее время стоит дорого.

http://www.dt.ua/3000/3300/53281/

Перевод статьи Алины Бажал,
"Вступити та не оступитися",
источник: "Зеркало недели"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи