Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Связь поколений - отцы и дети… // Профориентация

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Ориентиры для выбора профессии

09.10.2007 Связь поколений - отцы и дети…

У братьев Стругацких есть весьма познавательное сочинение "Понедельник начинается в субботу", которое толкует, что все нынешнее предопределено прошлым. Так, если рассматривать семью, как маленькую, но весомую составляющую общества, то каждый род имеет свой понедельник, вторник, среду и так далее.

Однако вся семейная традиция определяется ближайшими воспоминаниями собственной истории. Если то, что переживает семья сейчас, взять за понедельник, то возникает логический вопрос: а какой была суббота для этой конкретной семьи? Интерес к предыстории своего рода дает возможность целостно и самобытно сберечь то, что наросло за много лет на родословном древе.

Социально-семейный процесс жизни рода чрезвычайно разнообразен, в его ходе или кардинально, или медленно изменяются приоритеты, традиции, воспитание, вкус, образование, профессия. Или же наоборот, родственная память "стирается", вместо этого давая начало чему-то другому. В первом случае то, что процессы активизируются, задает такт медленного воссоздания на уровне индивидуального развития. Бывает, что родительский пример жизни не продолжают члены семьи, и достояния этого рода прячутся в кипах истории, давая начало новому.

Характерной для родни является цикличность. Так, в науке более-менее четко сформулированы такие три возможные платформы связи между родителями и детьми: - взрослые не способны к изменениям - схемой является жизнь родителей для своих детей; - среда определяет процессы формирования человека, личность прислушивается к советам более опытных, старших; - родители учатся у детей, таким образом сохраняется связь поколений, желание сберечь себя без изменений.

Черты, которые раскрывают общность деятельности конкретной семьи, на примере великой украинской актрисы Марии Константиновны Заньковецкой, дали толчок состоятся этой важной фигуре не только в родственном кругу, но и в мировом масштабе. Так, отец Марии, будучи одаренным от природы, имел красивый баритон, хорошо играл на скрипке, гитаре, фортепиано, организовал хор крепостных. Страсть к музыкальному искусству передал дочери. Они часто устраивали для гостей семейные концерты. И это обусловило то, что как актриса Заньковецкая полноценно реализовалась именно в певчих ролях в начале своего творческого взлета - в водевилях и комедиях. И, заслужив мировое признание, Мария Заньковецкая никогда не забывала родной земли, много сделав для становления и развития театрального искусства Черниговщины. В 1883 году она триумфально выступила в составе труппы М. Кропивницкого на гастролях в Чернигове.

А вот другой пример - того, как самостоятельно, без родственной "профессиональной" помощи можно воспитать себя, как личность. Речь идет о Романе Черкашине - педагоге, одном из самых молодых учеников режиссера Олеся Курбаса (который, кстати, родился в семье актеров галицкого театра Степана и Ванди Курбасов (вне сцены - Яновичи)). Хотя семья Черкашиных была образованной и интеллигентной, однако к театру отношения не имела. Театром Роман увлекся в драмкружке городка Красилов. В этом случае вокруг Черкашина сформировалась альтернативная семейной среда, которая выступила стимулятором его дела жизни. Однако, листая дальше страницы семьи Черкашиных, видим, что дочь Романа, известный музыковед Марина Романовна Черкашина-Губаренко, продолжила дело отца.

Завершая мысль, хочется вспомнить, собственно, о началах отделения ребенка от семьи. Почти с конца XVII столетия ребенок, не смешиваясь с группой взрослых людей (что было характерным длительное время), имеет возможность самостоятельно познавать мир. Школа стала заведением, которое позволило ребенку чувствовать ответственность за выбор, выходить в мир самостоятельно. Так, собственно, школы, колледжи дали начало процессу изоляции детей от семейного улья. Родители, оценивая самостоятельность детского труда, начинают интересоваться обучением своих сыновей и дочерей, занимаются с ними, что стало обычным в XIX-XX столетиях, чего не было в Средневековье.

Сегодня же различные обсуждения относительно вопроса родственных уз свидетельствуют о проблеме, которая нарастает и становится все более актуальной. В современном мире пребывание молодого человека в семье и в обществе в качестве ребенка существенно уменьшилось. И здесь возникает поверхностное от домашнего круга заполнение чувственного мира. Эмоциональные функции семьи заполянются другими красками. Как следствие - выход из генетического наследства связи поколений. Но какими бы не были результаты сегодняшних подсчетов по поводу потери генетического родственного кода, нет сомнения в сильной взаимосвязи с достоянием предыдущих поколений.

Перевод статьи
Ярины Михальонок
"Зв'язок поколінь - батьки і діти…",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Исторический аспект