Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Отдадим страну в "золотые руки"! // Профориентация

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Ориентиры для выбора профессии

05.10.2007 Отдадим страну в "золотые руки"!

Человек начал работать еще в те времена, когда охотился на мамонтов и жил в пещерах. Очевидно, именно тогда и появились первые рабочие, ведь необходимо было изготовлять элементарные орудия труда.

Впоследствии человек, постоянно совершенствуя свои навыки и умения, наблюдая за природой, перешел от охоты и собирания плодов к скотоводству и земледелию. С развитием цивилизации поле его деятельности все увеличивалось, появились гончарство, оружейничество, ткачество, и вот во времена Средневековья человек уже создал мануфактурные производства. В начале ХХІ века фабрики и заводы уже полностью или частично автоматизированы, и все стремятся работать в сфере услуг или заниматься более-менее интеллектуальной деятельностью. Однако потребность в рабочих будет существовать до тех пор, пока будет жить последний человек. Каким бы ведущим экономистом вы не были, сколько президентов не защитили бы в суде, и все равно вам нужно где-то жить, на чем-то спать, пользоваться кухонными приборами, одеваться, ездить на машинах и ремонтировать сантехнику. А кто же, кроме рабочих, сделает все это для вас?

За последние десятилетия ситуация в обществе кардинально изменилась. Все современные школьники мечтают стать студентами высших учебных заведений. Хоть многие из них не имеют для этого достаточных оснований. Высшее образование стало сверхдоступным, следовательно, постепенно теряет свою престижность и, главное, качество. Что бы там не говорили, но в советское время количество вузов было сравнительно небольшим, и для того, чтобы туда поступить, нужно было иметь настоящие знания. Статистика свидетельствует сама за себя: в 70-х годах из одного школьного класса получали высшее образование до пяти человек, сейчас же наблюдаем диаметрально противоположную картину. Уместно ли здесь говорить об актуальности рабочих профессий? Нельзя сказать, что эти специальности были престижными, просто государственная идеология строилась на концепции пролетариата, и рабочий класс считался ведущим звеном общества. Советский Союз в то время отстраивался, поднималась промышленность, осваивались целины, строился БАМ, поэтому потребность в высококвалифицированных рабочих была огромна. Государство проводило активную пропагандистскую работу, рабочая идея чувствовалась везде, начиная с фильмов и заканчивая лозунгами "пятилетку за три года!". Недаром в прошлые годы среди рабочих было популярным соревнование за право называться специалистом "золотые руки". И такие специалисты были на каждом предприятии. Они действительно творили чудеса. К тому же, рабочие часто имели зарплату выше инженерской, да и определенный престиж труда рабочего и хлебороба существовал. Активная деятельность профсоюзов способствовала популяризации технических специальностей, поддерживала авторитет работника в обществе. Интеллигенцию же никогда не восхваляли, умственная работа не была престижной, частично и из-за того, что низко оплачивалась.

Реализуя известный лозунг И. Сталина "Техника в период индустриализации решает все", компартийные органы инициировали ряд широкомасштабных мероприятий по развертыванию технического образования на предприятиях Украинской ССР. Основными реализаторами этой политики выступали общественные объединения. Приобщались к развитию технического образования на украинских предприятиях и многочисленные научно-технические общества. Было создано большое количество кружков как общей технической информации, так и узкопрофессиональных, ориентированных на овладение отдельными рабочими специальностями. Также этими обществами создавалась развернутая сеть технических курсов. Молодежь охотно получала профессионально-техническое образование и уверенно шла к светлому будущему. Сызмала детей воспитывали как будущих рабочих, и более половины советских мальчиков на вопрос "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?" с гордостью отвечали: "Я хочу быть водителем (строителем, электриком и тому подобное), как папа!" Эти специальности действительно были распространенными, рынок труда был насыщен представителями пролетариата. Человек, который нигде не работал, считался дармоедом, и на нем ставили клеймо позора.

Когда Советский Союз распался, в государстве произошел полный упадок экономики, стремительно росла инфляция, стояли запущенными заводы, задерживались зарплаты, разворовывалось государственное имущество. Многие пошли работать на базары, рабочие специальности потеряли свою популярность.

Если в 90-х годах в нашем государстве на рынке труда существовала проблема безработицы, то сегодня акценты сместились: стране нужная квалифицированная рабочая сила. Вместо этого видим несоответствие в сфере образования: стремительно появляются новые вузы и сокращается количество ПТУ и техникумов. Современное профессиональное образование направлено на формирование квалификационного уровня личности, создание социально активного, морально и физически здорового национального производственного потенциала, который должен занимать важное место в технологическом обновлении производства, внедрении в практику достижений науки и техники. К сожалению, на нехватку рабочих влияет не только нежелание молодежи работать руками, но и демографический кризис. В Украине не хватает профессиональных токарей, фрезеровщиков, слесарей, трактористов, строителей, автоспециалистов и даже продавцов. Поэтому, по словам менеджера по трудоустройству кадрового агентства ЧП "Бизнес-партнер" Оксаны Дерипаски, много предприятий берут молодых людей на работу без опыта, и непосредственно сами учат. Актуальной является и проблема аграриев, поскольку сейчас молодежь любым путем пытается выехать в город, считая, что там ее ожидает безоблачное будущее. Но чаще всего сельское население устраивается разнорабочими на предприятиях едва ли не на минимальную зарплату. А в селе тем временем ржавеют трактора, а поля зарастают сорняками.

Проблема наша в том, что не хотим понять, что деньги можно зарабатывать и будучи хорошим сантехником. А мы упрямо идем получать якобы престижные специальности юристов, экономистов, программистов, которых в Украине давно уже хоть пруд пруди. И не хотим признать, что не всем быть руководителями корпораций и адвокатами президента.

Перевод статьи
Ольги Омельчук
"Віддаймо країну в "золоті руки"!",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Исторический аспект