Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Психологическая готовность выпускников ПТУ к трудовой деятельности // Профориентация
Методические материалы для спец... / Статьи / Психологическая готовность выпу...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Методики

05.05.2008 Психологическая готовность выпускников ПТУ к трудовой деятельности

Современные программы учебных профессиональных заведений составлены таким образом, чтобы как можно больше внимания можно было уделить теоретическим знаниям и практическим умениям в сфере выбранной профессии, которыми должны овладеть ученики по окончании обучения. С помощью этого ученик может усвоить внешние и внутренние средства деятельности. Но часто, когда молодой специалист начинает свою трудовую деятельность, перед ним возникают проблемы, к решению которых профессиональное учебное заведение за три-четыре года обучения не подготовило. При условиях введения в профессиональные учебные заведения должности практического психолога этот недостаток подготовки молодого специалиста можно устранить.

Человек - высочайшая ценность общества и главная производственная сила. Работа, в ее развитых формах, является деятельностью, опосредствованной не только объектом, предметом, средствами и орудиями работы, а и сознательным поведением человека, ориентированным на межличностные производственные отношения.

Вопросы, которые возникают перед молодым специалистом:

  • Готов ли я, молодой специалист, который имеет профессиональные знания и умения, использовать их в практической деятельности?
  • Как презентовать себя и свои профессиональные знания и умения работодателю?
  • Как организовать взаимоотношения с работодателем и другими рабочими?
  • Каким бы хотел видеть меня (каменщика-штукатура, маляра-реставратора, плиточника) работодатель?
  • Самостоятелен ли я в работе?
  • Каким бы я, мастер, хотел видеть работодателя-заказчика?
  • Как общаться, чтобы тебя поняли?
  • Как общаться, чтобы понять другого?
  • Как предусмотреть конечный результат деятельности?
  • Как достичь нужного результата?
  • Как реагировать на критику относительно выполненной работы?
  • Нужно ли творчество в моей сфере деятельности, в моей работе?
  • Признается ли и положительно оценивается работодателем-заказчиком творческая инициатива?

Как видим, основная проблема - недостаток знаний: по психологии трудовой деятельности, коммуникативной компетентности, личностной психологической готовности к трудовой деятельности.

Готовясь ко Всеукраинской конференции "Актуальные проблемы профессиональной ориентации в системе профильного и профессионально-технического образования", я поставила перед собой цель разработать практическое занятие, во время которого ученики ПТУЗ могли бы самостоятельно исследовать уровень развития своей психологической готовности к трудовой деятельности на примере профессии каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник, которых готовят во львовском художественном лицее.

С целью более широкого и глубокого изучения состояния этого вопроса были разработаны анкеты: "Я и профессия" для учеников по означенным специальностям II-Ш курсов художественного лицея; "Ученики и их будущая профессия" - для преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, маляров-штукатуров, которые работают на предприятиях, связанных с отделочными, строительными и ремонтными роботами, заказчиков малярно-штукатурних и малярно-реставрационных работ.

По результатам обработки этих анкет:

  • составлены психологические портреты: а) мастера, которому можно доверить малярно-штукатурный, реставрационные, отделочные работы; б) мастера, которому нельзя доверить эти работы; в) заказчика работ;
  • определены причины, по которым можно наградить мастера или отказаться от его дальнейших услуг;
  • выявлены проблемные задачи, над которыми необходимо работать преподавателям специальных предметов, мастерам производственного обучения, психологу художественного училища: формирование художественного творчества и вкуса, профессионального восприятия цветов, всестороннего развития психологических качеств, которые помогают достичь успеха в выбранной профессии.

С помощью опросников ("Мой путь широкий", " Творец-Исполнитель" - модифицированные и апробированные из пособия "Психология и творчество" и пособия "Практическая психология для родителей" тест " Активность-Зависимость" ученики смогли проявить свой творческий, производственный потенциал, уровень психологической готовности к трудовой деятельности и сделать выводы относительно составления собственного плана самообразования, самосовершенствования мастерства в выбранной профессии. Задача-упражнение "Побели комнату" помогло понять ученикам уровень и качество собственного восприятия цветов, наличие художественного вкуса, творчества, умения работать в группе (бригаде).

Предлагаем просветительно-профориентационное занятие практического психолога с учениками II-III курсов львовского художественного лицея "Удачно избранная профессия - счастливая судьба" на примере профессии "каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник". Алгоритм этого занятия можно удачно использовать в подготовке и проведении занятий с учениками, которые выбрали другие рабочие профессии.

Удачно избранная профессия - счастливая судьба

Цель: ознакомить учеников с составными психологического портрета мастера маляра-штукатура, маляра-реставратора, плиточника, работодателя-заказчика; причинами, по поводу которых можно отказаться от дальнейших услуг мастера или его наградить.

Выяснить, какие психологические черты помогают ученику стать мастером своего дела, какие еще нужно совершенствовать.

Развивать творчество, критическое отношение к выполненной работе, умению работать в группе (бригаде).

Формировать профессиональное восприятие цветов, художественный вкус, творчество, способности.

Ориентировочное время занятия: 90 мин.

Оборудование: на стенах комнаты (класса) развешенные таблички с выражениями философов, научных работников, литераторов о работе и профессии, мячик, пять четырехугольных столов для пяти подгрупп учеников, листы чистой бумаги на столах, простые карандаши, на столе психолога пять конвертов с наглядностью и отдельными задачами для каждой из подгрупп, пять схем рисунка комнаты (листы А3), пять пачек разноцветных карандашей (6 цветов).

Ход занятия

Стулья в комнате (классе) расположены по периметру. Ученики заходят у помещение и садятся. Психолог сообщает название занятия, его цель, выясняет мысли учеников по поводу актуальности темы, предлагает начать занятие и принять общие правила работы

Упражнения для учеников

Знакомство

Ученикам предлагается поочередно, передавая мячик, назвать свое имя и сказать название любой профессии, дела, которое бы начиналось на первую букву собственного имени. Например: Юра - юрист, Петр - почтальон, Мария - маляр и т.п. По окончании психолог предлагает ученикам поделиться на пять подгрупп. Ученики садятся за столом. Все первые образовывают первую "бригаду", все вторые - вторую и т.д. Психолог подходит к каждой бригаде с конвертами, в которых есть наглядный материал и задачи, и предлагает каждой группе выбрать себе конверт, достать из него название их импровизированной бригады. Предложенные названия бригад: "Профессиональные способности и знания", "Практические умения", "Творчество", "Хорошее выполнение заказа", "Положительные черты характера".

Презентуй название

Каждая бригада выбирает бригадира. Бригадиру предлагается, посоветовавшись со своей бригадой, продолжить предложение: "Моя бригада названа так (назвать название) потому, что при овладении профессией важно...".

Психолог показывает две таблички "Психологические признаки работы", "Путь к профессионализму" и обрабатывает вместе с учениками каждый пункт этих таблиц, строит заключения.

Составляющие успеха

Психолог предлагает каждой бригаде достать из конверта задачи и пакет с нарезанными полосками бумаги, на которых написаны соответствующие составляющие психологических портретов и успеха в работе. Потом просит прочитать все, что написано на полосках, и поделить на группы по признакам:

  1. качество выполнения работы;
  2. творчество;
  3. человеческие черты.

Согласно своей задаче, бригадир или выбранный им член бригады, рассказывает всем, как они справились с задачей, о чем узнали, какие выводы сделали. Выводы зачитать.

- Каким хотел бы видеть мастера, чтобы доверить ему ремонт своего помещения, офиса, квартиры, дома, заказчик-работодатель?

- Какого мастера не пригласят к выполнению ремонтных или отделочных работ?

- Каким бы хотел мастер видеть заказчика-работодателя?

- За что заказчик-работодатель может уволить мастера, отказаться от его дальнейших услуг, не заплатить или принудить переработать заказ за счет мастера?

- За что заказчик-работодатель может наградить мастера?

Ученики выясняют составляющие профессионализма, успеха в работе. Выводы записывают. (Физкультурная минутка.)

Проверь себя

Психолог раздает бланки с опросниками "Мой путь широкий", " Творец-Исполнитель". Ученики работают (10-15 мин). Потом на каждый стол раздаются результаты и интерпретации. Каждому ученику предлагается сделать для себя самостоятельный вывод и записать на листы бумаги.

Я о себе знаю...

Из конверта достается перечень психологических черт, ученики выясняют для себя, какие именно личностные черты помогают им овладеть профессией и какие нужно еще развивать и совершенствовать. Каждый ученик делает для себя небольшие заметки, а бригадиры, каждый за свою бригаду, делает общий вывод. (По результатам анкет, ученикам сложнее дается восприятие цветов, критическое отношение к выполняемой работе, художественный вкус.) Психолог тактично подсказывает ученикам попробовать поработать над формированием именно этих черт.

Побели комнату

Ученикам раздается схематический рисунок комнаты (лист А3) и предлагается всей бригадой раскрасить ее стены. Задача усложняется тем, что есть всего шесть цветных карандашей, и каждая бригада имеет свою схему рисунка комнат - спальня, которая расположена окнами на юг, гостиная - на север, кабинет - на запад, детская комната - на восток, кухня - на север. По окончании каждая бригада защищает свою работу, другие бригады задают вопрос, оценивают. По необходимости дискутируют. При защите нужно указать, что помогало хорошо выполнить работу, что мешало, определяется роль бригадира в распределении работы и результате ее выполнение. Каждый ученик делает для себя небольшие выводы и записывает их.

План реализации

Ученикам предлагается пересмотреть заметки и на этой основе составить индивидуальный план своего становления в профессии. Посоветовавшись, составить из трех пунктов план целой бригады. Сделать выводы.

Результаты работы

Психолог предлагает, передавая мячик друг другу, каждому из учеников высказать свои чувства, которые возникают, когда заданная работа выполнена им на отлично.

В завершение занятия каждому из бригадиров предлагается снять со стены табличку с выражениями философов, научных работников, литераторов... о работе, профессиях и зачитать их вслух. Психолог подытоживает результативность занятия. Желает ученикам успеха на пути формирования профессионала-мастера.

Анкета "Ученики и их будущая профессия"

Профессии: каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник.

I.

  1. В училище вы работаете, так как:
    а) педагогика - ваше призвание;
    б) нет другой работы.
  2. Вообразите себе, что вы - заказчик ремонта квартиры. Каким вы видите идеального мастера, которому вы доверили бы ремонт своей квартиры?
  3. За что вы можете уволить мастера и отказаться от его дальнейших услуг?

II.

  1. Много ли вы знаете своих выпускников, которые работают по специальности, которую получили в вашем училище? (ценят ли их за профессионализм, человеческие качества, хорошо ли они зарабатывают?)
  2. Знаете ли вы рабочих-профессионалов, которые не получили специального профессионального образования?
  3. Есть ли выпускники, которые никогда по окончании училища не работали по полученной специальности и кардинально изменили профессию?
  4. Есть ли ученики, которые поступили в высшие учебные заведения? а) по специальности, которую получили в училище, или родственной с ней; б) по другим специальностям.

ІІІ.

  1. По какому принципу принимаются ученики в ваше училище по профессиям: каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник?
    а) берем всех подряд;
    б) по способностям.
  2. Ощущаете ли ответственность за тех, кого и как учите?
    а) да;
    б) нет;
    г) ваш вариант.
  3. Бывает ли у вас чувство вины, что не все ваши ученики становятся квалифицированными мастерами?
    а) да;
    б) нет;
    в) ваш вариант.
  4. Пригласили ли бы вы своего ученика делать отделочные или ремонтные работы у себя дома?
    а) да;
    б) нет;
    в) ваш вариант.

IV.

Вообразите, что вы - хозяин частного предприятия. Кого вы взяли бы на работу?
а) выпускника училища, который имеет диплом и высокий квалификационный разряд, или рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома);
б) рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома), или дипломированного специалиста, но с низкой квалификацией.

V.

Вообразите, что вы - директор государственного предприятия. Какой бы приоритетный выбор вы сделали?
а) выпускника училища, который имеет диплом и высокий квалификационный разряд, или рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома);
б) рабочего-профессионала, который не имеет образования (без диплома), или дипломированного специалиста, но с низкой квалификацией.

VI.

  1. Ваши критерии выявления квалификации рабочего.
    а) наличие положительных оценок в дипломе по спецпредметам;
    б) квалификационный разряд;
    в) рекомендации тех, у кого этот человек уже работал;
    г) устроите собственный конкурс.
  2. По каким критериям вы будете делать авансы и награждать денежными премиями рабочего?
    а) ваш вариант.

Благодарю за сотрудничество!

Анкета "Я и профессия"

(Для учеников I-II курсов художественного лицея)

Профессии: каменщик-штукатур, каменщик-реставратор, плиточник.

  1. Нравится ли вам ваша будущая профессия?
    а) очень;
    б) нравится;
    в) все равно;
    г) не нравится.
  2. Чем привлекло вас училище?
    а) возможностью по окончании найти хорошо оплачиваемую работу;
    б) интересом к этой работе;
    в) модная профессия;
    г) сюда было легче поступить, чем в другое училище, куда больше хотелось;
    д) здесь учился друг, родственник;
    ж) ваш вариант.
  3. Кто заинтересовал вас поступить именно в это училище?
  4. Что вы делали до поступления в училище для подготовки себя к выбранной профессии?
  5. Какой предмет по спецтехнологиям вас больше интересует в училище и почему?
  6. Какой предмет спецтехнологий знаете лучше всего и почему?
  7. Как вы обогащаете свои знания о своей профессии?
    а) чтением специальной литературы;
    б) посещением всех уроков по теории профессии;
    в) смотрю соответствующие телепередачи;
    г) общаюсь с людьми, которые работают именно по этой профессии;
    д) ваш вариант.
  8. Как вы совершенствуете свои практические умения?
    а) хожу, не пропуская ни одного, на производственные занятия;
    б) наблюдаю за работой рабочих, которые работают именно по этой профессии;
    в) сам в свободное время работаю в бригаде (каменщиков-штукатуров, каменщиков-реставраторов, плиточников);
    г) ваш вариант.
  9. Как вы в будущем планируете использовать свои профессиональные знания и умения?
    а) для, дома, для семьи;
    б) найти работу по профессии, которой учился, и работать;
    в) поступить в вуз по специальности, выбранной в училище или родственной к ней;
    г) "пересидеть" время обучения в училище и поменить профессию на другую;
    д) свой вариант.
  10. Готовила ли вас школа к выбору профессии, в частности, и к выбранной в училище?
    а) да;
    б) нет;
    г) ваш вариант.
  11. Ваша средняя оценка успешности по спец предметам.
  12. Считаете ли вы, что в вашей работе:
    а) нужна изобретательность и творчество;
    б) главное - быть хорошим исполнителем.
  13. Какие, по вашему мнению, личностные черты помогают вам овладеть вашей профессией?
    а) образная память и воображение;
    б) внимание, воля (настойчивость, ответственность, решительность);
    в) хорошее восприятие цветов;
    г) мышление, умственные способности (сообразительность, умение планировать работу, стремление к поиску нового, понимание своих возможностей);
    д) художественный вкус;
    є) терпение, аккуратность (опрятность);
    є) самостоятельность, активность;
    ж) понимание другого человека;
    з) спокойное восприятие критики себя и своей работы.
  14. Какие черты, по вашему мнению, вам нужно развить, чтобы стать специалистом?
    а) образная память и воображение;
    б) внимание, воля (настойчивость, ответственность, решительность);
    в) хорошее восприятие цветов;
    г) мышление, умственные способности (сообразительность, умение планировать работу, стремление поиска нового, понимание своих возможностей);
    д) художественный вкус;
    ж) терпение, аккуратность (опрятность);
    з) самостоятельность, активность;
    и) понимание другого человека;
    к) спокойное восприятие критики себя и своей работы.
  15. Есть ли в училище значащее для вас лицо (авторитетный человек), которое является примером для вас, чтобы стать мастером-профессионалом?

Опросник "Мой путь широкий"

(Для определения психологической готовности к трудовой деятельности)

Опросник поможет выпускникам учреждений профессионального образования определить свой уровень готовности к трудовой деятельности

Инструкция

Юный друг!

Внимательно прочитай каждое суждение. Если ты считаешь, что оно относительно тебя правильно (да) или приближено к нему (скорее да), поставь в соответствующей графе бланка (+). Соответственно, если суждение неправильное (нет) или приближено к нему (скорее нет), также в соответствующей графе бланка поставь (+). Отвечай быстро и искренне. Нет плохих или хороших ответов. Все предложенные суждения направлены помочь понять, готовые ли вы начать трудовую деятельность по выбранной специальности. Успеха!

Бланк ответов

№ суждения Вариант ответа
Да Скорее да Скорее нет Нет
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        
9        
10        
11        
12        
13        
14        
15        
16        
17        
18        
  1. Я думаю, что люди, с которыми я общаюсь, считают меня уверенным в себе человеком
  2. Начиная работу, я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать
  3. После выполнения любой работы я привык оценивать не только конечный результат, но и то, что получаю в процессе работы.
  4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.
  5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен чей-то контроль
  6. Я одинаково старательно выполняю как интересную работу, так и ту, которая меня не заинтересовала.
  7. Для успешного выполнения ответственной работы я нуждаюсь в контроле со стороны
  8. Как правило, мой рабочий день проходит бессистемно (нет распределения работы, времени, плана, четкого распорядка).
  9. При наличии выбора я отдаю предпочтение работе менее ответственной, но и менее интересной.
  10. По завершению любой работы я привык обязательно проверять, правильно ли я ее сделал.
  11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу, даже тогда, когда меня никто не контролирует.
  12. Сомнения в успехах нередко заставляют меня отказаться от дела.
  13. Мне часто не хватает настойчивости для достижения цели.
  14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.
  15. Как правило, любые решения я принимаю, только посоветовавшись с кем-то.
  16. Часто мне бывает тяжело заставить себя сосредоточиться на какой-то задаче или работе.
  17. Когда я захвачен каким-то делом, мне бывает тяжело переключиться на выполнение другой.
  18. Я склонен отказаться от работы, которая мне не удается.

Ключ

Да, скорее да: 1,5,11,14.

Нет, скорее нет: 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 12 13 15,16,17,18.

Интерпретация результатов

От 0 до 3 баллов. Вы и сейчас сомневаетесь, правильно ли выбрали именно эту профессию и именно это учебное заведение. Вам тяжело бывает самому объективно оценивать результаты своей деятельности (находить ошибки, искать пути их исправления. Смело обращайтесь за помощью к друзьям, преподавателям, мастерам, квалифицированным рабочим и других значащих в твоей профессии лиц. Разрешите им временно брать на себя роль вашего контролера. Развивайте настойчивость и целеустремленность, а желание и воля вам в этом помогут. И вы найдете себя в своей деятельности! Успеха!

От 4 до 6 баллов. Вы не сомневаетесь в выборе именно этой профессии и именно этого учебного заведения. Успешно справляетесь с хорошо знакомой работой, стараетесь выполнять ее по возможности лучше. Уверенность в свои силы поможет вам так же хорошо выполнять работу со сложными и ответственными задачами. Доверяйте своим учителям, мастерам - они передадут вам свои знания и умения, которых пока что вам не хватает, чтобы самостоятельно разбираться и выполнять поставленные перед вами сложные задачи. Настойчивость и критичность, которые успешно у вас развиваются, помогут глубоко и правильно оценивать свои возможности. И вы обязательно станете специалистом своего дела! Успеха!

От 7 и больше баллов. Вы уверены, что выбрали именно эту профессию и именно это учебное заведение. У вас хорошо сформированы такие черты характера, как целеустремленность, собранность, самостоятельность, способность критически оценивать свою деятельность. Вы умеете находить лучшие меры по решению сложных задач. Уверенность в своих силах, ответственность за выполняемую работу, старание сделать ее очень хорошо развили у вас привычку анализировать причины неудач и успехов в работе, умение принимать правильное решение. Именно эти черты и формируют из вас квалифицированного специалиста, целиком готового к трудовой деятельности! Успеха!

Опросник "Определение уровня творческого подхода выпускника к трудовой деятельности"

Друзья! Если желаете узнать, есть ли у вас склонность к творческому подходу в профессиональной трудовой деятельности, тогда, пожалуйста, поработайте с предложенными суждениями. Выберите согласно вашим знаниям о себе один из вариантов ответов "А", "В" или "С". Успеха!

Суждение А В С
1 Меня все заинтересовывает с первого взгляда Да Нет Смотря на обстоятельства
2 У меня есть интересы, кроме основного занятия Да Нет Иногда
3 В свободное время я имею также серьезные дела (общественная работа, спорт, музыка и т.п.) Да Нет Время от времени
4 Я стараюсь как можно больше узнать о той области (дело, профессию, вид работы), которой занимаюсь Да Нет Иногда
5 Я всегда хочу знать больше о всем Да Нет Некоторые темы меня интересуют
6 Я с удовлетворением собираю разнообразные материалы и информацию Да Нет Иногда
7 Читать для меня... Необходимость Скука Удовлетворение
8 Когда я берусь за какое-то дело, то имею намерение довести ее до конца Да Нет Зависит от цели
9 Я всегда заканчиваю то, что начал Да Нет Иногда
10 Неудача меня сбивает с толку Нет Да Иногда это смешно
11 Неудача меня побуждает к раздумьям Да Нет Временами задумываюсь
12 Ради дела я готов отказаться от удовольствий Да Нет Время от времени
13 В профессии для меня важно... Возможность творчества Покой Приличная зарплата
14 Есть люди, которыми я восхищаюсь Да Нет Вызывают лишь интерес
15 Если будет возможность, я изменю профессию на более интересную Да Нет Все зависит от выигрыша
16 Ради новых знаний я охотно посещал бы специальные курсы Да Нет Нужно, чтобы меня заставляли
17 Я люблю встречи и дискуссии Очень Нет Умеренно
18 Я люблю коллективную работу Да Нет Могу приспособиться
19 Меня интересует, как человек мыслит Да Нет Если вынуждены
20 Меня интересует, как устроен прибор, которым я пользуюсь Да Нет Иногда
21 Я имею представление, как этот прибор можно усовершенствовать Да Нет Иногда
22 Считаю, что у меня умелые руки Да Нет Кое-что умею
23 Меня интересует логика в раздумьях Очень Не задумываюсь Отдаю предпочтение интересному
24 Размышляя, я могу отказаться от своих старых представлений Если уверен Никогда Это весьма тяжело
25 Здоровье дает возможность мне настойчиво работать Да Нет Умеренно
26 В общем, мне везет Да Нет Иногда
27 Моя память... Хорошая Плохая Посредственная
28 Меня привлекает непривычное Да Нет Если не касается моих интересов
29 Я убежден в ценности квалификации Да Нет Определенной мерой
30 Я выбрал профессию... По призванию Случайно Из практических соображений
31 Я люблю мечтать и фантазировать Да Нет Иногда
32 Не люблю одинокости Да Нет Немного
33 Люблю размышлять в одиночестве Да Нет Зависит от ситуации
34 Когда нужно, я умею абстрагироваться от хлопот Да Нет Не всегда успешно

Интерпретация результатов

Сосчитайте общее количество ответов в каждой колонке.

Если большинство ответов в колонке "А", то уверенно можно сказать, что вы одаренный, творческий человек. Вам по душе что-то выдумывать, фантазировать, изобретать. Это поможет вам в вашей трудовой деятельности решать задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, черт, отношений, поиска новых методов работы, технологий, предусмотрение конечного результата начатой работы.

Если большинство ответов в колонке "В", то можно считать, что вы пока что равнодушны к творчеству, поэтому бываете безынициативным и пассивным во время выполнения рабочей задачи. Может, вы просто над этим еще не задумывались. Но убедительно можно сказать, что вы очень ответственный и хороший профессионал-исполнитель.

Если большинство ответов в колонке "С", то можно без сомнения сказать, что вы творческий человек, хотя сами об этом еще не догадываетесь. Вы способны критически обдумывать любые идеи, отказаться от старого и заскорузлого, видеть весь процесс и предмет своей работы со всеми его связями.

Дополнительная информация для психолога, который проводит исследование по опроснику

"Творец-Исполнитель"

Можно получить дополнительную информацию о таких чертах студента-выпускника:

Любопытство - суждения 1-7.

Настойчивость - суждения 8-12.

Честолюбие - суждения 13-18.

Изобретательность - суждения 19-24.

Сильные стороны - суждения 25-34.

Опросник "Творец-Исполнитель" (или "Ваши творческие возможности") взято из пособия "Психология и творчество" (авт. А.Лук) и модифицировано и апробировано практическим психологом Галиной Владимировной Павловой.

Опросник "Мой путь широкий" взят из пособия "Практическая психология для родителей" (авт. Л.Матвеева, И.Вибойщик, Д.Мякушкин), модифицирован и апробирован практическим психологом Галиной Владимировной Павловой.

Психологические признаки работы

  1. Предусмотрение результата деятельности.
  2. Осознание обязательности достижения заданного результата.
  3. Владение внешними и внутренними средствами деятельности.
  4. Понимание особенностей производственных отношений.

Личностные черты, которые нужно развить, чтобы овладеть профессией:
а) образная память и воображение;
б) внимание, воля (настойчивость, ответственность, решительность);
в) хорошее восприятие цветов;
г) мышление, умственные способности (сообразительность, умение планировать работу, стремление поиска нового, понимание своих возможностей);
д) художественный вкус;
ж) терпение, аккуратность (опрятность);
з) самостоятельность, активность;
и) понимание другого человека;
к) спокойное восприятие критики себя и своей работы.

Портрет мастера, которому можно доверить ремонтные работы (квартиры, офиса и т.п.)

  • Опрятный в работе.
  • Опрятный относительно себя.
  • Старательный.
  • Спокойный.
  • Порядочный.
  • Ответственный в работе.
  • Ответственный во взаимоотношениях между людьми.
  • Честный.
  • С опытом работы.
  • Уравновешенный.
Перевод статьи Павловой Г.
"Психологічна готовність випускників ПТУ
до трудової діяльності"
,
источник: "Психолог",- 2006. - №15, с. 9-16
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи