Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Возрастные особенности профессионального самоопределения // Профориентация
Методические материалы для спец... / Статьи / Возрастные особенности професси...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Методики

08.05.2008 Возрастные особенности профессионального самоопределения

Периодизация Е.А. Климова:

  1. стадия предыгры (от 0 до 3 лет);
  2. стадия игры (от 6 до 8 лет);
  3. стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);
  4. стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет);
  5. стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);
  6. стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии).

Периодизация Дж. Сьюпера:

  1. рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет);
  2. исследование: апробация своих сил (14-25 лет);
  3. утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);
  4. поддерживание созданного устойчивого профессионального положения (45-64 года);
  5. спад: уменьшение профессиональной активности (65 и более лет...).

Специфические задачи профессионального самоопределения:

  • постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (без совершения конкретных выборов) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане;
  • психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретной должности);
  • психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (в соответствующем учебном заведении или на работе);
  • совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования;
  • освоение смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения данной работы.

Периодизация развития человека как субъекта труда (по Е.А. Климову)

Название этапа Возраст Особенности человека как субъекта труда
Предыгра до 4 лет Освоение функций восприятия, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду
Игра 5-8 лет Овладение "основными смыслами" человеческой деятельности
Овладение учебной деятельностью 8-12 лет Развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности
Стадия "оптации" 12-18 лет Осознание желаний, сознательный и ответственный выбор будущего профессионального пути
Стадия адапта 17-20 лет Профессиональная подготовка по выбранной специальности
Стадия адаптации 20-23 года Вхождение в профессию, начало активной профессиональной деятельности. Конкретизация карьерных целей
Стадия интернала 23-26 лет Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на профессиональном уровне, "свой среди своих"
Мастер   Лучший профессионал среди обычных хороших
Авторитет   Лучший среди мастеров. Переоценка профессиональных ценностей, возможных путей продолжения карьеры
Наставник   Профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. "Учителя - это не те, кто нас учит, а те, у кого мы учимся"
Козловский О.В.,
источник: "Как правильно выбрать профессию:
методики, тесты, рекомендации"
- Донецк: ООО ПКФ "БАО",
- 2006 - 800 с - с.17-19

Перейти выше: Статьи