Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Психологические особенности профессионального самоопределения безработной молодежи в процессе профпереориентации // Профориентация
Методические материалы для спец... / Статьи / Психологические особенности про...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Методики

14.05.2008 Психологические особенности профессионального самоопределения безработной молодежи в процессе профпереориентации

В статье рассматривается возможность развития концептуального потенциала понятия "профессиональное самоопределение" в теоретико-эмпирической разработке и решении проблемы психосоциальной адаптации безработной молодежи в процессе профессиональной переориентации.

Постановка проблемы

Современная наука рассматривает безработицу как природное, закономерное явление развития общества в рыночных условиях. Рынок труда в Украине стал значительно более динамичным и дифференцированным. Появление новых специальностей вместо потерявших актуальность, увеличение количества специальностей требующих высокой квалификации, постоянное повышение требований к уровню знаний и умений специалиста - все это заставляет безработного повышать собственную конкурентоспособность за счет повышения квалификации, овладения новыми и дополнительными навыками, новой профессией благодаря переподготовке и переобучению, менять профессиональную деятельность и направленность. Смена профессии (вынужденная или добровольная), переобучение с целью трудоустройства становятся основными этапами процесса профессиональной переориентации.

Наиболее остро экономические, социальные и психологические последствия безработицы, нестабильности на рынке труда, неопределенности трудовых отношений чувствует на себе молодежь как социальная группа, характеризующаяся чрезвычайно динамичными социальными потребностями и ограниченностью ресурсов. Последний фактор лежит в основе низкой конкурентоспособности современной молодежи на рынке труда. Многочисленные исследования свидетельствуют, что низкая конкурентоспособность молодежи обусловлена действием таких факторов:

  • нехватка профессиональных знаний, квалификации и навыков. Работодатели отдают преимущество квалифицированным работникам старшего возраста, с определенным опытом, что снижает возможность трудоустройства молодежи, только начинающей профессиональную деятельность;
  • инфантилизм значительной части молодежи, что характеризуется низкой деловой активностью, нехваткой предприимчивости: молодые люди с детства ориентировались на получение жизненных благ от родителей, а те ожидали этого от государства. Источник инфантилизма - в тотальном патернализме;
  • трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями (например, призыв в Вооруженные Силы), длительными отпусками молодых женщин в связи с рождением и воспитанием детей и тому подобное.

Неопределенность социально-профессионального выбора, низкие стартовые возможности профессиональной мобильности, негарантированный характер занятости определяют необходимость принципиально новых стратегий и подходов к формированию и реализации профессионального потенциала молодежи. Поэтому объективно оптимизация профессиональных и жизненных стратегий молодежи является первоочередным заданием трудовой политики государства и общества.

Воплощение принципиально новых и эффективных схем оптимизации трудовых отношений невозможно без привлечения ресурсов и потенциала психологической науки, являющейся источником и инструментом психологически обоснованных механизмов и средств реализации целенаправленной (приближенной к потребностям и возможностям молодежи) политики в трудовой сфере.

В настоящее время очевидными приоритетами занятости в молодежной политике являются: достижение сбалансированности спроса рабочей силы и создания рабочих мест, развитие трудового и интеллектуального потенциала, совершенствование системы профессионального обучения. Не отрицая важности реализации этих приоритетов, которые по отношению личности безработного скорее имеют "внешний" характер, особенный акцент необходимо делать на "внутренних" предпосылках адаптации личности в ситуации профессионального исключения. В перспективе реализации комплекса "внутренне" релевантных предпосылок важным является понимание роли личностной детерминанты в психосоциальной адаптации безработной молодежи. Без активности безработного в процессе профессиональной переориентации и переподготовки, без внутренней готовности к переобучению и поиску путей преодоления профессиональных проблем за счет активизации и переосмысления внутренних резервов, без активной смысловой работы по дискредитации неадекватных новой социальной ситуации ценностей решение этой проблемы будет носить манипулятивный характер.

Рост потребности в профессиональной переориентации и переподготовке безработной молодежи - с одной стороны, и нехватка релевантного специфике феномена безработицы концептуального психологического аппарата, научно обоснованной системы социально-психологических и психологических средств, которые обеспечивали бы ее реализацию, - с другой, определили цель нашей статьи.

Результаты теоретического анализа проблемы

В процессе профессиональной переориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путем усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных избранной профессиональной специализации. Поэтому профессиональная переориентация квалифицируется нами как самостоятельный этап жизненного и профессионального самоопределения, необходимый для продуктивного (неконфликтного) преодоления негативных эффектов (социально-психологических и психологических) профессионального исключения, сознательного принятия избранной профессии и нахождения личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего личностного и профессионального развития молодежи.

Выделение понятия "профессиональное самоопределение" в качестве ключевой категории нашего анализа имеет весомые причины. Это обусловлено его смысловыми характеристиками, имеющими в отечественной психологии определенную устоялость. Таким образом, обратимся к анализу психологического содержания феномена профессионального самоопределения в психологической традиции в контексте нашей проблемы.

Определение сущности профессионального самоопределения и доныне остается нерешенной проблемой, которая занимает важное место в творческом поиске представителей различных направлений науки. Особенную актуальность приобретает она в плоскости психологического анализа. В отечественной психологии имеется немало наработок по теории профессионального самоопределения, которые и определяют современные подходы к проблеме. Здесь уместно вспомнить, например, поучительные исследования Е. Климова [2], Е. Головахи [1]. Их особенностью является акцентирование на личностных аспектах профессионального самоопределения.

К профессиональному самоопределению с позиций деятельного подхода подходит Е. Климов: "Профессиональное самоопределение - деятельность человека, приобретающая то или иное содержание в зависимости от этапа ее развития как субъекта труда". Е. Головаха рассматривает профессиональное самоопределение в связи с жизненными перспективами личности, исследуемыми в контексте жизненной цели и жизненных планов [1]. В нашем исследовании мы ориентируемся на дефиницию профессионального самоопределения Н. Пряжникова: "Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации" [4]. Главная цель профессионального самоопределения - "постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, коррекции и реализации перспектив собственного развития (профессионального), готовности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности" [5].

Это определение отображает содержание и динамику личностных состояний и психологических процессов, характерных для профессиональной переориентации безработного: поиск нового смысла профессиональной деятельности в ситуации вынужденной или добровольной смены профессии, активизация самоанализа и самосознания личности, поиск информации и прогнозирование дальнейшего профессионального развития, поиск путей собственной профессиональной реализации, готовность к переориентации и переобучению. По мнению Е. Климова, "профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важных проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных уровнях: гностическом (в форме трансформации самосознания) и практическом (в форме реального изменения социального статуса, места человека в системе междучеловеческих отношений)" [2]. Поэтому в нашем понимании профессиональное самоопределение включает в себя не просто обучение профессии, но и активизацию личности, развитие самостоятельности и ответственности в принятии решения о выборе сферы профессиональной деятельности. Человек выбирает не только определенную профессию, но и то, что она дает ему для наиболее полного ощущения своей жизни.

Разнообразие концептуальных подходов к проблеме профессионального самоопределения вызвана не только сложностью вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране, регионе, а также негомогенностью населения. Все это делает проблему многоаспектной по способам рассмотрения и решения. Сложность определения сущности понятия связана с существованием близких понятий (самоактуализация, самореализация, самоосуществление), часто раскрываемых "через увлеченность значимой работой" (А. Маслоу), через "дело", которое делает человек (К. Ясперс) [6]. В. Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность "выходить за пределы самого себя", а главное - находить новые смыслы в конкретном деле (в профессиональной деятельности) и во всей своей жизни [6]. И. Кон, рассуждая о самоопределении и самореализации, связывает их с выполняемым делом, с деятельностью, отношениями с окружением, с общением [3].

Профессиональную переориентацию следует рассматривать как часть профессионального самоопределения личности. Если понимать самоопределение как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождения смысла деятельности, то тогда самоопределение предусматривает развитие самой готовности человека самоопределяться. В этом контексте Н. Пряжников предлагает выделять духовные потребности личности в профессиональной деятельности [5]: 1) осознание ценностно-моральной основы самоопределения; 2) осознание ценности профессионального образования; 3) осознание смысла своей жизни и соответствующей профессиональной деятельности.

Выделение этих компонентов профессионального самоопределения позволяет рассматривать профессиональную переориентацию не только как выбор субъектом той или иной профессии, но и как выбор стратегии и траектории профессионального развития, то есть личностно-индивидуальных смыслов и перспектив собственного развития. Поэтому перспектива разработки этой проблемы будет заключаться в поиске и создании специальных средств и методов ценностно-моральной, смысловой и профессиональной переориентации безработной молодежи.

С формальной стороны, профессиональная переориентация - длительный и сложный процесс перехода личности от одной профессии к другой. В смысловом значении - это сознательное определение личностью профессиональных ориентиров и реализация их в совместной деятельности путем усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных избранной профессиональной специализации, сознательное принятие избранной профессии и нахождение личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего личностного и профессионального развития.

Реальный процесс профессиональной переориентации безработной молодежи остается вне фокуса теоретико-эмпирического интереса отечественных и зарубежных ученых. С появлением социального запроса все очевиднее становится потребность в исследовании психологических механизмов вынужденной и добровольной смены молодым человеком своей профессии, в выработке практических рекомендаций по подбору оптимальных вариантов трудоустройства, в профилактике негативных социально-психологических и психологических последствий для личности.

Профессиональная переориентация в службах занятости осуществляется по технологическому сценарию, не решая индивидуально-психологических проблем безработного. Поэтому выход мы видим в привлечении к процессу переориентации молодых безработных валидных психологических технологий, которые бы стимулировали и создавали благоприятное рефлексивное пространство с возможностью самостоятельного и осознанного нахождения смыслов деятельности, активизации самоанализа и профессионального самосознания, более эффективного поиска информации и прогнозирования последующего профессионального развития, поиска путей собственной профессиональной реализации, повышения конкурентоспособности на рынке труда, эффективной самопрезентации и тому подобное.

Углубленное изучение технологических и процедурных аспектов, психологических механизмов и закономерностей организации и реализации процесса профессиональной переориентации молодых безработных - это перспектива развития отмеченной проблематики. В практическом смысле необходимо разработать:

1) этапы процесса через процедуры организационного и психологического сопровождения профессиональной переориентации безработной молодежи;

2) технологию сопровождения профессиональной переориентации безработной молодежи, включая условия обучения, его формы и методы;

3) практические рекомендации по моделированию эффективных организационных и социально-психологических условий формирования готовности к самостоятельному поиску работы и трудовой деятельности по новой специальности.

Планирование и развитие профессиональной перспективы в условиях службы занятости как социального института переобучения безработных предполагает совместную деятельность профконсультанта, психолога и молодого безработного по выявлению личностных ценностей и профессиональных интересов, уровня подготовки, образования, навыков, профессионального и трудового опыта, ближайших и долгосрочных целей, ресурсов и возможностей для его самореализации, повышение конкурентоспособности на рынке труда с последующим обучением навыкам поиска работы, способам эффективной самопрезентации.

Выводы

Явление "молодой" безработицы на современном этапе развития украинского общества имеет негативные последствия как для самого безработного, так и для государства. Негативные эффекты проявляются на экономическом и социальном уровнях функционирования общества, а также на социально-психологическом и психологическом уровнях функционирования личности. В связи с этим актуализируется потребность в эффективных механизмах и технологиях их нивелировки, прежде всего - на личностном уровне. Главная роль в решении этой проблемы принадлежит психологической науке, теоретико-эмпирическая база и потенциал которой может эффективно использоваться при выработке эвристических категорий психологического анализа механизмов и закономерностей этого явления, а также в деятельности службы занятости - социального института переобучения безработных.

Литература:

  1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - К.: Наукова думка, 1988.
  2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
  3. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.
  4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.
  5. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. - М., 1996.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
Перевод статьи Олега Рудюка
"Психологічні особливості професійного
самовизначення безробітної молоді
в процесі профпереорієнтації"
,
источник: "Соціальна психологія"
- 2006. - №5. - с.122-127
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи