Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Редактор TВ: работа за кадром // Профориентация
Портрет профессионала / Статьи / Редактор TВ: работа за кадром

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Портрет профессионала

19.05.2008 Редактор TВ: работа за кадром

Не секрет, что конкуренция между телеканалами огромна. Борьба за зрителя и деньги рекламодателей - нешуточная, вплоть до криминала. Объем российского медийного рынка в 2004 году превысил $6 млрд, а по прогнозам к 2008 году увеличится до $7,5-8 млрд. Большая его часть приходится на телевидение. Телеканалы активно развиваются не только в столице, но и в регионах.

Зарегистрированы и действуют около 3200 телекомпаний. Программы закрываются, открываются, воруются и покупаются. Только за последний год появилось немало новых: "Сегодня в 22" на НТВ, "Пять вечеров" на ОРТ, "Дорогая передача" на REN ТV, "Я готов на все" на РТР. Даже проекты типа "Дом" или "Большой брат" докатились до России. Одна из ключевых фигур в этом, на первый взгляд, хаотическом процессе - редактор. Он состоит в штате любой программы: от ежедневных новостей до реалити-шоу. В том же "Брате", например, работает целая группа - 10 человек. Иерархия четкая. Вверху - два шеф-редактора, ниже - рядовые редакторы. От статуса зависят круг обязанностей и степень ответственности. Но главная задача едина для всех: сделать оригинальную передачу, повысить рейтинг канала.

Телевидение - труд коллективный

Как бы ни был хорош ведущий, но если его плохо снял оператор, монтаж неудачен и нет интересной информации от корреспондентов - программа обречена на провал. Редакторы связывают действия телевизионной команды воедино и приводят "машину" в движение. На всех уровнях. Ключевая роль принадлежит шеф-редакторам. Они ищут идею, думают, как выделить программу из массы других, оторваться от конкурентов. Канал ТНТ стал популярным благодаря реалити-шоу. Хорошие мысли тут же подхватывают конкуренты. После успеха "Квартирного вопроса" на НТВ, на ТНТ стали показывать "Школу ремонта". То же самое происходит с развлекательными программами типа "Кулинарный поединок", "Едим дома", играми и ток-шоу, не говоря об информационно-аналитических программах на разных каналах, похожих как близнецы. Поэтому мало придумать идею - ее нужно ярко воплотить. И вот на этом моменте судьба нового проекта зависит от шеф-редактора. Большинство телеигр скопировано с западных каналов. Но почему одну интересно смотреть, а другую - нет? В первую редактор отыскал обаятельного ведущего, подготовил интересные вопросы, учел российский менталитет, пригласил выразительных игроков, во второй - все пустил на самотек.

Хирурги для сюжета

В программах, построенных по принципу диалога с гостем в студии ("Поединок" на НТВ), или авторских передачах, достаточно одного редактора. В информационных и новостных - требуется целый штат. В "Вестях" на РТР работает несколько групп рядовых редакторов, они отслеживают происходящие в мире события по Интернету. Отбирают наиболее интересные и актуальные. Получают "добро" от ведущего редактора выпуска, а затем связываются по телефонам с собственными корреспондентами в разных концах страны и мира. От них, по спутниковой связи, оперативно получают готовые видеосюжеты. Спешно отснятые материалы нуждаются в обработке. Редакторы, как хирурги, вырезают из озвученного корреспондентом репортажа лишние слова, предложения, учитывая не только смысл сказанного, но и интонации голоса. Затем он монтируется с видеорядом. Допустим, если речь идет о массовых беспорядках, именно их и надо продемонстрировать зрителю "во всей красе". Когда текста много, а видеосюжетов не хватает, начинается поиск подходящих кадров в архиве. В реалити-шоу у редакторов другие задачи. Они работают с видеооператорами, выбирают необходимые съемки ("потоки" - как они их называют), а в прямом эфире подсказывают ведущему, на что обратить внимание. В ток-шоу редакторы в большей степени занимаются подбором участников, сценариями программы, придумывают новые темы.

За 15 секунд до эфира

Главное в работе редактора - умение принимать решения. От выработки стратегии программы до приведения в литературный вид текста репортера-новичка. Редактор определяет, достойна новость пойти в эфир или нет, насколько значим присланный репортаж, или может полежать на полке до лучших времен, оценивает, как впишется сюжет в канву программы. Вся ответственность лежит на нем. Не смог вовремя добыть видеосъемку о забастовке в Приморье? Репортер в кадре допустил неточность? Не успел хорошо подогнать звук? Кто виноват? Редактор! И никого не волнует, что возникли проблемы со спутниковой связью, что корреспондент прислал совершенно "сырой" материал за пять минут до эфира. Редакторская работа на телевидении - не останавливающийся ни на минуту конвейер. Ставить или не ставить сюжет в передачу думать приходится быстро. Порой, за 15 секунд до начала трансляции. Безо всякого преувеличения.

Пишущий начальник

Впрочем, руководитель, стратег и тактик - для редактора мало. Необходим талант. Без литературного чутья, умения писать не получится работа с материалами корреспондентов. Шеф, писатель, оператор, монтажер в одном лице - это редактор TВ сегодня. Не случайно многие из них - в прошлом корреспонденты. Только после собственных набитых шишек в профессии журналиста можно с полным правом браться за правку материалов других. Тексты должны быть емкими, логично изложенными и понятными всем. Приводимые факты - проверены, убедительны и ярки. Все отслеживает редактор. Особенность редактирования - умение работать с изображением и звуком. Подготовить "сырую" видеосъемку для монтажера и звукооператора с понятной для них раскадровкой: что показывается и произносится, а что - вырезается. И, в тоже время, соблюсти формат передачи, собрав все в единое целое, найти логические связи при подборке сюжетов. Чувство меры, органичности, правдивости - составляющие мастерства. К сожалению, все необходимые способности редко соединяются в одном человеке. Поэтому хорошие редакторы ТВ - на вес золота.

ТВ любит удачливых

Карьерный путь в телередакторы извилист. Спрос на них большой, но вакансии на специализированных сайтах встречаются не часто. Дело в том, что на телевидение редко приходят по заявке работодателя. Здесь царит творческий хаос, а кадры подбираются чаще всего по принципу "кто есть на примете" и личных знакомств. Обычно начинают либо с должности корреспондента, либо с редакторской позиции в небольшой телекомпании. И начальные ставки не поражают воображение - 200-400$. Дальнейший рост зарплаты и карьеры зависит от инициативы и удачи. На телевидении все решают случай и смелость. Поэтому, если появляется возможность шагнуть дальше, нужно уметь рисковать. Степень ответственности предопределяет размеры зарплаты. У главных редакторов программ центральных телеканалов они достигают до 10 000$. Есть к чему стремиться.

Будни профессионала

Дина Почтарева, шеф-редактор программы "Времечко" на телеканале ТВЦ:

- Ребята, которые приходят с журфака, мечтают, в основном, стать либо телеведущими, либо известными репортерами. В редактуру желающих пойти значительно меньше. Не та сфера, где можно заработать известность. Тщеславие редактора - только помеха. Когда ведущий читает текст, написанный мной, этого вполне достаточно, и славы всенародной не нужно. Но не все же такие.

Я на телевидение попала случайно. Однажды по телевизору смотрела программу "Времечко", и ведущий сообщил о наборе сотрудников. Решила попробовать. Пришло много желающих. Игорь Воеводин и Лев Новоженов каким-то шестым чувством отбирали людей. Мне повезло, осталась в их числе. И вот уже 13 лет работаю редактором программы.

Моя задача - придумать, как подать материалы под определенным углом, в соответствии со стилем программы, и чтобы телезрителям было интересно смотреть и слушать. Ведь события по всем каналам ТВ освещаются одни и те же. Зачем повторяться? Да и не принято это в журналистике. Например, если у нас нет видеосюжета о цунами в Таиланде, находим в России родственников попавших в беду. Снимаем ответы на телефонные звонки в турфирмы и т. д. Одним словом, надо постараться представить информацию оригинально. Редактор - всегда в курсе всего, что происходит у коллег. Я с утра просматриваю новости на трех ведущих каналах: ОРТ, РТР и НТВ. Учитываю, анализирую способы подачи и сразу прикидываю, каким образом та же тема будет выглядеть вечером в нашей программе.

Сюжеты наших корреспондентов часто снимаются по звонкам телезрителей, чем мы значительно отличаемся от других телеканалов. Пользуемся, если так можно выразиться, услугами самого дешевого и независимого информационного агентства - народного. Люди звонят, рассказывают о проблемах, мы отправляем туда съемочную группу. Иногда приурочиваем сюжет к каким-то памятным датам. Обычно, часам к семи вечера "вырисовывается" план выпуска "Времечка". Мы с главным редактором и режиссером решаем, какой сюжет пойдет первым, вторым, третьим - по значимости и актуальности. Всего их у нас пять, плюс устная информация - подводки под видеоряд.

Иногда, за час до эфира, случается важное событие. Тогда все пять сюжетов слетают с эфира, и приходится в авральном режиме переверстывать весь выпуск. Вот где пригодятся редактору крепкие нервы и выдержка: срочно искать видеоматериалы, организовывать звонки и т. д. Нестрессустойчивые, слабонервные не выдерживают.

А мне эта профессия по душе. Она заставляет постоянно развиваться, узнавать что-то новое, учит "разруливать" любые, даже, казалось бы, неразрешимые ситуации. Работа интересная, творческая, хотя и сложная. Этого новички часто не понимают. Нам время от времени нужны редакторы, мы даем объявления. Но почему-то часто приходят люди, далекие от нашей профессии. Однажды женщина, до этого проработавшая 20 лет инженером, на вопрос "Почему вы хотите стать редактором?", ответила: "Надо же с чего-то начинать".

А вообще-то я хочу быть ведущей.

Евгений Колодин,
источник:
журнал "Куда пойти учиться",
№ 22 от 06.06.2005 г.

Перейти выше: Статьи