Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Смена специальности - конец карьеры или второй шанс? // Профориентация
Востребованные специалисты / Статьи / Смена специальности - конец кар...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Востребованные специалисты

20.11.2007 Смена специальности - конец карьеры или второй шанс?

"Моя бабушка проработала в одной булочной", "дедушка всю жизнь был шахтером", "родители 20 лет были инженерами на одном заводе", - такое нередко услышишь из уст сегодняшней молодежи. Во времена Советского союза люди получали профессию и работали всю жизнь на одной ниве. Сегодня же часто можно встретиться с такой ситуацией, что человек обучается одной специальности, а работает по другой или получает второе образование, или меняет место работы и специальность несколько раз в год. Почему так происходит? Смена специальности - это жизненная необходимость или естественный результат быстро изменяющегося мира? Почему, проучившись пять лет по одной специальности, человек выбирает другой профессиональный путь и получает второе, а то и третье образование? Становится ли вторая попытка лучшим вариантом, который в полной мере удовлетворяет человека?

Петр

Петр, менеджер внешней экономической деятельности

Петр (26 лет), менеджер внешней экономической деятельности, отдел международных закупок:

- Еще в школе по английскому языку у меня были хорошие оценки, а учительнице не хватало клеточек в журнале, чтобы их туда ставить. Он легко давался и я видел перспективы для того, кто владеет языками. Я не планировал всю жизнь заниматься только языками, а считал это образование хорошим подспорьем в дальнейшем. Во время учебы я работал учителем английского языка в сельской школе, а после учебы - в частной школе в Днепропетровске, где было много работы и головной боли из-за претензий, связанных с завышенными ожиданиями родителей. Проработав три года, я понял, что дальше простым учителем больше невозможно работать, так как нет перспектив, нет развития, занижается оценка собственных способностей. Хотелось себя найти, попробовать свои силы в другом деле, так как, по собственному мнению, как учитель я состоялся полностью. Поэтому я стал искать другую работу. Я был помощником директора иностранной компании и консультантом по трудоустройству за границу. На этой работе я понял, что для дальнейшего профессионального роста мне необходимо второе образование. Я чувствовал необходимость понимать процессы в экономике и в обществе. Второе высшее - большой шаг к изменениям в карьере и видах основной профессиональной деятельности. Дело не в знаниях даже, а в записи в резюме, хотя обучение открывает глаза на многое. Сейчас учусь по специальности "экономика предприятия" на вечернем отделении, и это помогло мне получить теперешнюю работу.

Ирина

Ирина, бухгалтер

Ирина (38 лет), бухгалтер:

- После окончания восьмого класса я поступила Старооскольский геологоразведочный техникум на специальность "геодезия и картография". Я, девушка из шахтерского поселка, легко поверила в романтичность такой профессии как геодезист и уехала далеко от родного дома. Во время учебы я имела возможность побывать в разных регионах тогда еще СССР (Крым, Дальний восток, Средняя полоса России и др.), изучая размеры и форму земной поверхности, изображая ее на планах и картах, чтобы потом по нашим картам строились дороги, прокладывались трассы и устанавливались буровые вышки и т.д. После учебы я 10 лет проработала секретарем в строительном тресте при крупном горнорудном предприятии. 5 лет назад я переехала в Украину, где мой диплом геодезиста никому был не нужен. Я работала оператором, региональным менеджером, менеджером по логистике то в одной, то в другой торговой фирме. Пока не поняла, что без образования сложно устроиться на хорошую, достойную работу.

Сейчас учусь в университете по специальности "учет и аудит", что позволит на высоком профессиональном уровне выполнять свою работу. А вообще, не собираюсь останавливаться на достигнутом, стремлюсь к совершенствованию, профессиональному росту. Смена профессиональной деятельности пошла на пользу: узнала много нового, раскрыла в себе новые силы и способности, познакомилась с новыми людьми, узнала то, о чем раньше и не подозревала.

Дмитрий

Дмитрий, менеджер по работе с клиентами

Дмитрий (26 лет), менеджер по работе с клиентами в дизайнерской фирме:

- Первое образование получил по специальности "Английский язык и психология". Тогда устраивало сочетание этих дисциплин, так как мне нравилась психология, а родители хотели, чтобы я изучал английский язык. Еще во время учебы меня заинтересовала работа на компьютерах, а в частности - в Интернете, поэтому я пошел на компьютерные курсы при университете, где получил первые знания в области компьютерной техники и сетевых технологий. Работал инженером-программистом Вычислительного центра МГПУ, где научился настраивать компьютеры, локальную сеть, работать с различными операционными системами, в том числе и Free BSD (что потом в жизни пригодилось). После выпуска из университета переехал в Германию. Из-за того, что украинское образование не признается за рубежом, вынужден был учиться веб-дизайну в университете Маннхайма, затем дистанционно в университете Феникса и униклиникум Хайдельберга (Гейдельберга).

Процесс обучения в немецких вузах построен несколько иначе, чем в Украине. Там не бегают за тобой, не требуют, студент волен все сам учить, искать литературу, материалы. Практические задания жизненные, а не просто теоретические какие-то ситуации. К тому же, база библиотеки очень хорошая и есть желание пользоваться ею. Плюс научился тому, что не все надо письменно сдавать, а многие вопросы электронно решаются с преподавателями. Так же была интересна другая система оценивания (1 это самая лучшая оценка, а 5 это очень плохо). А если не сдал экзамен 2 раза, то не имеешь права учится по этой специальности больше нигде, даже в другом университете.

И не смотря на все эти сложности, мне было интересно получать новые знания и практические умения в области информационных технологий. Перепробовал несколько профессий и сейчас работаю менеджером по работе с клиентами в дизайнерской фирме. То есть, вернулся опять к компьютерам все-таки. На данной работе помогает и психология, и английский, но все равно, работа связана с компьютерами и с интернет-дизайном, поисковыми системами, маркетингом.

И в принципе, мне больше нравится с техникой возится, чем с книгами сидеть или слушать что-то о проблемах других людей, как в психологии. Техника совершенствуется и всегда можно и нужно учить что-то новое. В общем, мне всегда интересно, так что на данном этапе, считаю правильным, что выбрал другую профессию.

Ольга (19 лет), студентка:

- Учусь на психолога, о чем мечтала с восьмого класса. Но чем дальше, тем больше меня терзают сомнения. В действительности, профессия оказалась далеко не такой волшебной, как представлялось. Нет выхода собственному творчеству, все загоняется в какие-то рамки, хотя, казалось бы, эта наука рамок иметь не может... Поэтому я все больше начинаю мечтать о своем любительском театре!

Японцы считают, что задерживаться на одном месте работы не стоит более 5 лет, так как от этого теряется инициативность, новаторство, творческий подход. Зачастую люди, сменившие специальность, руководствуются несколькими мотивами: выявление своих потенциальных возможностей, испытание своих способностей, стремление к самосовершенствованию, улучшение материального положения, достижение более высокого положения в обществе. При смене специальности, зачастую, действительно приходит конец бесперспективной карьере и человек собирается начать новую, возможно более успешную. Или же просто теряется интерес к одному виду профессиональной деятельности, и привлекательной становится иная специальность, в которой, возможно, лучше и полнее может проявить себя человек. Также смена специальности нередко сопровождается получением второго образования. В общем, человек вправе искать себя в различных сферах профессиональной деятельности, находить новые пути для самореализации и, таким образом, получать от жизни наибольшее удовлетворение.

Екатерина Осадчая,
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи