Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Председатель правления ОАО "Черкасский автобус" Виталий Раабе: "Украине нужны инженеры, механики и слесари, а не экономисты и юристы" // Профориентация
Востребованные специалисты / Статьи / Председатель правления ОАО "Че...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Востребованные специалисты

07.03.2008 Председатель правления ОАО "Черкасский автобус" Виталий Раабе: "Украине нужны инженеры, механики и слесари, а не экономисты и юристы"

В удобных автобусах "Богдан" ежедневно добираются на работу, в школу, в университет или домой жители большинства украинских городов. Перевозят "Богданчики" и жителей нескольких стран СНГ и Европы. Но сам завод корпорации "Богдан", где создаются популярные автобусы, как и большинство украинских промышленных предприятий, - в постоянных поисках работников. О том, как решает кадровые проблемы одно из крупнейших украинских автобусостроительных предприятий, и на что должна ориентироваться молодежь при выборе будущей профессии - наш разговор с председателем правления ОАО "Черкасский автобус" Виталием Раабе.

Виталий Раабе

Виталий Раабе, председатель правления ОАО "Черкасский автобус"

- Виталий Германович, ныне большинство украинских предприятий ощущает кадровый кризис - нехватку квалифицированного персонала: как рабочих, так управленцев. Существуют ли такие проблемы на заводах корпорации "Богдан"?

- Предприятия корпорации "Богдан", в том числе ОАО "Черкасский автобус", - не исключение. Нехватка кадров в промышленности уже приобрела масштабы общенациональной проблемы, которую следует решать совместными усилиями государства, образовательных учреждений и, непосредственно, предприятий. Наше предприятие, прежде всего, нуждается в специалистах, работающих на металлорежущем оборудовании, таких как токари, фрезеровщики, резчики металла, а также электрогазосварщики. Это - наши основные специальности, которые и строят автобусы. Но, кроме основных специальностей, на предприятии также нужны люди, обслуживающие, ремонтирующие и налаживающие оборудование, станки, поддерживающие деятельность завода в целом - слесари по ремонту оборудования, электрики, сантехники, а также конструкторы и технологи.

И, собственно, самой большой проблемой является именно поиск обслуживающего персонала - ведь эти люди, несмотря на то, насколько важной является их деятельность для предприятия, находятся как бы в "тени". Поэтому, если на основные специальности нам удается найти молодых людей, то на обслуживающих должностях работают преимущественно пожилые люди, которым, вследствие их возраста, уже довольно тяжело выполнять в полном объеме поставленные задачи. Кроме того, существует и определенная проблема, касающаяся возможностей заработка для этих специальностей. Если у основных, производственников, сдельная форма оплаты и есть стимул сделать больше и соответственно заработать, то у обслуживающего персонала заработок ограничен временными рамками. Поэтому на сегодня нужно вообще пересмотреть отношение и к оплате, и к обучению такого персонала. Но для этого должен быть определенный резерв рабочей силы. Но ныне и в Украине, и в Черкассах в частности, предприятия переживают кадровый кризис. Такой вот замкнутый круг.

- Насколько значительной является нехватка кадров на "Черкасском автобусе"?

- Нехватка кадров является довольно ощутимой, поскольку при росте объемов производства увеличивается и потребность в квалифицированных работниках. В настоящее время на "Черкасский автобус" требуется дополнительно еще 174 рабочих. В то же время в течение 2007 года с предприятия уволилось станочников и сварщиков практически вдвое больше, чем было принято.

- Какими являются основные причины увольнения?

- Прежде всего, материальными. Предприятие регулярно повышает зарплату, но, мы пока еще не в состоянии платить сварщикам столько, сколько они будут получать на заработках в Канаде или Польше. Условия работы за границей, конечно, хуже, чем у нас, ведь предприятие обеспечивает и оплачиваемый больничный, и путевки в санатории и дома отдыха. Однако, с украинской земли заграничные заработки выглядят очень привлекательными.

Нашими конкурентами в борьбе за кадры являются и столичные строительные компании, ведь строительный бум в Киеве продолжается, и небольшие частные производственные фирмы, занимающиеся изготовлением металлоконструкций.

Есть и еще одна негативная тенденция: довольно много людей, регистрирующиеся как безработные, делают это только для того, чтобы получать помощь по безработице. Я регулярно получаю письма из центров занятости с просьбой подтвердить уровень зарплаты, которую получали бывшие работники предприятия. Преимущественно, суммы превышают 2000 грн. - это выше, чем средняя заработная плата по Черкассам. Я подчеркиваю - это официальная зарплата. То есть, люди увольняются с предприятия, регистрируются как безработные, получают помощь и работают в частной фирме, получая зарплату в "конвертах". И эта проблема является общей для всей страны - люди не задумываются над тем, что, фактически, воруют деньги у государства и у самих себя, не задумываясь о будущем.

- Как корпорация ищет квалифицированные кадры? Может ли на завод устроиться "человек с улицы"?

- Если "человек из улицы" является достаточно квалифицированным, мы не откажем ему в трудоустройстве. Но, поскольку предприятие сотрудничает в вопросах подбора кадров с городским и районными центрами занятости населения, мы регистрируем трудоустройство нового рабочего в одном из них.

В то же время в центр занятости регулярно подаются заявки о наличии вакансий. В средствах массовой информации публикуются объявления о необходимых предприятию специалистах. Наш завод активно участвует в ярмарках вакансий не только городского масштаба, но и районного.

- Готовите ли вы специалистов самостоятельно, или заключаете договора с профтехучилищами и ВУЗами?

- Да, нам приходится готовить специалистов и самостоятельно, поскольку таких профессий, как маляры по металлу, модельщики и формовщики изделий из стеклопластика в Украине не готовят. Вместе с тем, мы заключили договора на подготовку специалистов с Черкасским профессиональным автодорожным лицеем, Смелянским техникумом пищевых технологий. Периодически пользуемся услугами учебно-курсовых комбинатов во время обучения наших работников новым специальностям.

Предприятие ощущает и острую потребность в инженерах - поэтому сейчас за свои средства обучает четыре человека в Запорожском национальном техническом (ЗНТУ) и Днепродзержинском государственном техническом университетах (ДГТУ). Это - дети наших сотрудников. В этом году они заканчивают обучение и сразу приступят к работе на предприятии.

Также мы активно наблюдаем за студентами новой специальности Черкасского государственного технологического университета (ЧГТУ) - "Автомобили и автохозяйство". Пока что те, кто выбрал новую специальность, учатся только на третьем курсе, но уже в этом году мы будем отбирать кандидатов для работы на нашем заводе.

Однако, вновь замечу - рабочие специальности нынче непопулярны среди молодежи. Молодежь стремится сразу зарабатывать большие деньги, и не понимает, что для того, чтобы такие деньги получать, следует приобрести опыт и навыки. А для этого нужно время.

Довольно много молодых людей к нам приходят сразу после школы - мы их принимаем, обучаем, закрепляем за ними наставника. Но после двух-трех месяцев работы они уходят, жалуясь на то, что их не устраивает заработная плата. Хотя они зарабатывают не меньше 1500 грн. в месяц. А им нужно сразу очень много.

- Каковы карьерные перспективы у работников корпорации? Может ли, скажем, механик, "вырасти" до начальника цеха, а далее - подняться еще выше по карьерной лестнице? Что для этого необходимо?

- Карьерные перспективы всегда были и будут на крупных предприятиях. Любого молодого специалиста, если он проявляет профессиональную активность, руководство замечает и определяет в резерв на руководящие должности. И, как только должность освобождается, обязательно способный молодой специалист имеет шанс ее получить. "Черкасский автобус" сейчас также остро нуждается в руководителях с инженерно-техническим образованием, механиках. Те специалисты, которых мы в настоящее время обучаем за средства предприятия, лишь частично решат кадровую проблему руководящего состава - двое будут работать конструкторами, один будет руководить энергетическим подразделением и еще один - будет работать управленцем на производстве.

- Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые ныне стоят перед выбором - получать профессию или поступать в ВУЗ? А особенно тем, которые мечтают работать на "Черкасском автобусе" или других предприятиях корпорации "Богдан"?

- По поводу выбора профессии - я бы не осмелился советовать, поскольку это очень индивидуально. Я, например, еще с первого класса знал, что буду автомобилистом, поэтому у меня не было проблем с выбором профессии. Я хотел стать инженером-конструктором, и я им стал. И я все свои силы вкладывал в совершенствование своих знаний - рано или поздно это обязательно приносит плоды. По моему мнению, если человек с детства имеет какие-либо способности и стремится их развивать, он обязательно достигнет успеха.

Однако сейчас молодежь полностью дезориентирована - по окончании школы молодые люди часто не знают, что бы им хотелось делать. А при выборе профессии они ориентируются не на собственные способности, а на "престижность" профессии или высокие заработки, которые якобы обещает специальность. А ныне страна нуждается в тех, кто готов возрождать промышленность и хозяйство. А это - именно инженеры, то есть люди с техническим образованием, а также те, кто умеет работать руками.

Перевод статьи Екатерины Островской
"Голова правління ВАТ "Черкаський автобус"
Віталій Раабе: "Україні потрібні інженери,
механіки і слюсарі, а не економісти і юристи"
,
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи