Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Ракеты летают "далеко"... // Профориентация
Востребованные специалисты / Статьи / Ракеты летают "далеко"...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Востребованные специалисты

20.07.2007 Ракеты летают "далеко"...

Еще год назад за словами "реформа образования" виделись школьные и университетские новшества. Сегодня в Украине начался политический хаос. И в недавно утвержденной правительством Концепции так называемой модернизации образования профтехучилищам было обещано "увеличение финансирования", "создание современной учебно-методической базы". Однако нет ни слова о конкретных способах, с помощью которых собираются реформировать ПТУ.

Теоретически ПТУ нужны всем, но в каком виде - неизвестно никому. (Истина)

Из истории

Отечественные (имеется ввиду бывшая наша родина под названием Советский союз) ПТУ расцвели в 60-е годы. Тогда систему образования эксперты сравнивали с ракетой, у которой после старта отваливались ступени. Только 10-15 процентов вчерашних школьников сразу долетали до цели - становились студентами вузов. Остальные "отваливались" по дороге, уходя в систему профтехобразования. В 60-е годы от 40 до 50 процентов студентов поступали в вузы после окончания ПТУ и техникумов (в 2000 году среди студентов оказалось только 6 процентов бывших пэтэушников).

Для своего времени система была хороша: бурно развивающейся промышленности требовались миллионы людей с высшим образованием, знающих при этом на собственном опыте, как функционирует производство.

В 80-е годы социально-экономические приоритеты изменились. Подскочили конкурсы на гуманитарные факультеты, упал престиж инженерных специальностей. Работающие по старинке ПТУ и техникумы с их "рабочими профессиями" и "техническими специальностями" оказались в стороне от столбовой дороги прогресса. Стране сегодня катастрофически не хватает хороших рабочих профессий, но увы - система пала.

Токарь в дефиците

В 90-е годы промышленное производство сократилось - и ПТУ почти перестали обучать подростков обыкновенным рабочим профессиям.

Все новые программы профтехобразования были рассчитаны на то, чтобы человек, окончивший ПТУ, мог найти себе применение в рыночных условиях, открыть собственное дело... Результат: предприятиям, например, Донецкой области потребовалось 3 тысячи квалифицированных токарей, а все профтехучилища области готовы были распределить на работу лишь... 50 человек.

Данные прошлогодней абитуриентской кампании (80% выпускников школ поступили в высшие учебные заведения и всего 20% - в ПТУ) заставили чиновников задуматься. Выяснилось, что большинство ПТУ сдавали помещения в аренду, открывали коммерческие курсы. Им удалось сохранить минимальный "контингент", но обучали его рабочим специальностям не бесплатно, как положено по закону. Деньги с родителей собирали не только на питание и учебники, но и для покупки оборудования, для организации практики на предприятиях. А тем временем государство продолжало вкладывать в систему профтехобразования огромные средства.

Сегодня на образование страна тратит примерно 3 процента своего ВВП, из них один процент идет на профтехобразование. Ради чего? Чтобы ПТУ продолжали готовить специалистов по панельному домостроению, которое давно уже не в моде? Да, есть страны, сравнимые с нами по скромным затратам на образование, нo по бездарности трат - точно не найдется ни одной.

Руководители предприятий не спешат вкладывать средства в бездарную систему. Не хочет попусту тратить деньги и государство ни на общегосударственном, ни на региональном уровне.

Пока - без вариантов

Довольно детально изучив образовательный рынок страны, мы можем предложить следующий выход:

- Предстоит главным образом реформа содержания образования в ПТУ. Мы считаем: если ученик ушел из школы, потому что не справлялся с программой, зачем ему в ПТУ проходить те же самые предметы и получать школьной аттестат? Пусть он учится рабочей специальности, становится квалифицированным рабочим.

Необходимо уделять больше внимания так называемой фирменной подготовке - обучению подростков не в государственных ПТУ, а непосредственно на предприятиях, что-то наподобие ФЗУ (фабрично-заводских училищ) 30-х годов.

Какую опасность таит в себе система? Девятиклассники, пришедшие в училища, не смогут получить 11-летнее образование. Дорога в вузы для них закроется. Чтобы дать этим подросткам шанс на продолжение образования, потребуется возродить школы рабочей молодежи. На это уйдет много времени, а в свете сегодняшних перемен, возможно и целая вечность - слишком много безразличных.

Других конкретных предложений пока нет. Ясно одно: реформа профтехобразования гораздо теснее, чем хотелось бы чиновникам, связана с реформой старшей школы. Из углубленной профильной школы (а курс взят именно на нее) будут выжаты тысячи детей, которым окажется не по зубам усложненная программа. Что сможет предложить им государство? "Фирменную подготовку" на предприятии без надежды на дальнейшее образование?

По каким критериям будет осуществляться отсев детей из школ? Будет приниматься во внимание только уровень способностей? Или толщина родительского кошелька?

И нужны ли современному производству малограмотные кадры? Этого пока никто не знает. Известно только одно - нам нужны профессионалы, и каждый в своей сфере, начиная от электрика и заканчивая доктором наук, преподающим в престижном вузе. И помнить нужно всегда о том, что не диплом делает из нас образованных людей, а самообразование, и стремление к знаниям.

Глеб Орлов, источник:
"СТЕНА" №4, 2007, с. 14-15

Перейти выше: Статьи