Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Обзор рынка труда в секторе телекоммуникаций // Профориентация
Востребованные специалисты / Статьи / Обзор рынка труда в секторе те...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Востребованные специалисты

16.07.2008 Обзор рынка труда в секторе телекоммуникаций

На данный момент сфера телекоммуникаций и информационных технологий развивается стремительно за счёт выхода на рынок всемирно признанных, брендовых компаний и массового открытия предприятий (крупных, средних и совсем небольших) со стопроцентным отечественным капиталом. Сфера телекоммуникаций интересна соискателям, поскольку предлагает широкое поле деятельности, возможности стремительного карьерного роста и конкурентоспособный уровень оплаты, рекрутёрам - сложные, интересные и прибыльные проекты.

Наиболее востребованные специальности

Говоря о сфере телекоммуникаций, можно выделить такие наиболее востребованные специальности среди квалифицированных специалистов, как проектировщики, сервисные инженеры. Спрос на труд менеджеров по продаже также существенно превышает предложение. Не уменьшается потребность в менеджерах среднего звена и топ-менеджерах: как руководителях компаний, так и руководителях направлений, связанных с производством и продвижением определённых категорий продукции, часто - абсолютно новых, уникальных продуктов, аналогов которым нет.

Требования к соискателям

В связи с острой нехваткой специалистов сферы телекоммуникаций, к соискателям порой предъявляются достаточно лояльные требования. Тем не менее, "идеальным" сотрудником для работодателя являются выпускники государственных технических высших учебных заведений (НТУУ "КПИ", Национальный авиационный университет, Государственный университет информационно-коммуникационных технологий). В идеале предполагается, что инженер-проектировщик проходил обучение по продукции всемирно известных производителей оборудования на сертифицированных курсах.

Профиль "идеального" менеджера по продажам: высшее техническое/экономическое/маркетинговое образование, знание продукции и основных игроков рынка, опыт работы в сфере телекоммуникаций не менее двух-трёх лет, широкая сеть контактов и клиентская база.

Тенденции

В секторе телекоммуникаций и ИТ наблюдается активная "миграция" менеджеров по продаже. Так, нередко должность менеджера корпоративных продаж компьютерного оборудования, комплектующих предлагают менеджеру, который ранее занимался продажей оборудования для структурированных кабельных сетей, и т.п. Ведь, хотя продукт и отличается, аудитории, на которые рассчитан продукт, пересекаются или совпадают: крупные коммерческие, государственные учреждения, банки. В данном случае решающую роль играет база данных менеджера, его сеть контактов.

В связи с острой нехваткой специалистов, к работе активно привлекаются выпускники вузов с техническим образованием, даже без опыта работы по специальности. Для работы в сфере продаж также рассматривают кандидатуры выпускников с экономическим образованием. Им предоставляется обучение непосредственно на рабочем месте и/или специальное обучение по продукции компании на внутренних курсах, тренингах. Предпочтение отдают молодым специалистам со знанием иностранных языков (английский обязателен практически в ста процентах вакансий, немецкий - желателен).

В разных компаниях функции некоторых специалистов определяются по-разному. К примеру, в некоторых компаниях менеджер проектов занимается как поиском, привлечением клиентов, "съёмом" технического задания, проектированием и разработкой телекоммуникационного решения для клиента, так и оформлением документации и ведением проекта на протяжении гарантийного и постгарантийного периода. По сути, такой специалист совмещает как функции инженера-проектировщика, так и менеджера по продажам. В некоторых компаниях обязанности менеджера по продаже и инженера-проектировщика чётко разграничены.

Вилка зарплат и мотивы для смены места работы

Уровень зарплат специалистов составляет от 400 до 2000 у.е., зависимо от компании, в которой они работают. Менеджеры по продажам могут рассчитывать на оплату труда от 500 до 2000 долларов + менеджерский пакет + бонусы по результатам личных достижений или успехов отдела/компаний в целом. Менеджеры корпоративных продаж предъявляют пожелания по заработной плате от 1500 до 3500 долларов. Руководители направлений, топ-менеджеры ориентируются на ставку около 3-5 тысяч + пакет + бонусы.

Часто уровни зарплат специалистов сферы телекоммуникаций в банках и государственных учреждениях процентов на 20-40 ниже средних по рынку. Зарплаты специалистов в регионах меньше практически на половину.

Мотивацией к переходу в другую компанию для квалифицированного специалиста из отечественной компании обычно является разница в заработной плате от 400 долларов, официальная выплата зарплаты и официальное оформление. Для молодых специалистов также привлекательны сами по себе всемирно известные компании, которые со временем станут и "украшением" резюме, и "удорожат" специалиста в несколько раз по сравнению с периодом работы в никому неизвестной украинской компании.

Стоит отметить, что на рынке появляется всё больше отечественных компаний, которые могут предложить сотрудникам пакет не хуже, а часто - даже привлекательней, чем иностранные компании.

Одной только материальной компенсации для мотивирования специалистов не достаточно. Интересный, перспективный проект, над которым работает топ-менеджер, - и его уже практически невозможно "переманить". Для менеджера по продаже возможность самостоятельно планировать своё рабочее время, работать по гибкому графику и свобода действий - важные факторы при выборе места работы. Для "старожилов" некоторые компании предлагают дополнительные условия - такие как повышение оклада "за выслугу лет", организация отдыха за границей как для самих специалистов, так и для их семей, медицинская страховка, беспроцентный кредит на жильё и прочее.

Где искать?

Для привлечения молодых специалистов, выпускников, эффективно размещать объявления на сайтах по трудоустройству, представлять компанию на ярмарках вакансий, сотрудничать с центрами трудоустройства вузов.

При поиске квалифицированных специалистов (инженера, менеджеры по продаже) хорошо работает размещение объявлений на "профессиональных" сайтах банкиров и специалистов сферы информационных технологий, прямой поиск в банках, крупных государственных и коммерческих учреждениях. Очень эффективно работают по привлечению менеджеров некоторые международные базы данных - своеобразные "визитницы" специалистов. И, конечно же, эффективны личные рекомендации работающих в данной сфере специалистов.

В "Избранное"

Если Вам предстоит заняться поиском специалистов сферы ИТ, искать работу в данном направлении или понадобится дополнительная информация по теме, Вам помогут следующие ресурсы.

Наталья Воскобойникова,
источник: "Работа и учеба"
- 2007. - №6 (494). - с.34-35

Перейти выше: Статьи