Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Надежный путеводитель по миру профессий // Профориентация
Востребованные специалисты / Статьи / Надежный путеводитель по миру п...

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Востребованные специалисты

11.09.2007 Надежный путеводитель по миру профессий

Как вы думаете - сколько профессий существует сегодня? Какую из них вы выбрали для себя? Что вы о ней знаете?

Это вопросы из анкеты, которую подготовили для старшеклассников эксперты социальной службы. Они провели исследование, показавшее, как мало знают завтрашние выпускники школ о том, какие профессии сегодня наиболее востребованы, где их можно получить. Как правило, в джентльменский набор профессий входят юрист, менеджер, банкир, модель, дизайнер и визажист. Эксперты так же не нашли верного ответа на вопрос о количестве профессий, существующих в нашей стране. Старшеклассники считают, что их не меньше 30 и не больше 120.

А чтобы узнать истину, нужно заглянуть в толстую книгу, которая называется "Классификатор профессий". Это - государственный стандарт, где собрано 8250 наименований профессий и профессиональных названий работ от Президента Украины до грузчика. Подготовкой и публикацией "Классификатора" занимается Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной политики Украины при участии Института украинского языка НАН и Госкомитета статистики Украины.

Скажу честно, читать эту солидную книгу весьма интересно и полезно. Особенно тем, кто скоро станет абитуриентом. В последнее время появились десятки новых университетов и институтов, что привело к стремительному появлению многих новых профессий, в основном с английскими названиями. Не только вузы, даже профтехучилища взялись готовить референтов, менеджеров и дизайнеров. Многие их выпускники пережили стрессы и разочарования, когда при устройстве на работу им возвращали дипломы со словами: "Такой профессии нет!" И мало кто знает, что этого можно было бы избежать, заглянув в "Классификатор".

Почему же учебные заведения в объявлениях о наборе указывают названия профессий, которых нет в Госстандарте? Ответ прост: заманивают абитуриентов. Вузы, колледжи и училища поступают так, чтобы выполнить, а порой и перевыполнить план набора. Больше студентов - успешнее показатели. Абитуриенты легко попадают на крючок того вуза, который обещает обучить самым современным и престижным профессиям. За годы учебы студенты успевают нахвататься модных словечек и потом щеголяют ими в своих резюме, сбивая с толку работодателей. Может ли поверить работодатель вчерашнему выпускнику университета, что он может работать мерчендайзером, пиарщиком, менеджером или модератором? Многие выпускники, разослав десятки резюме, не понимают, почему им отказывают и даже на собеседование не приглашают. В то же время инспектор отдела кадров, или, как теперь говорят, менеджер по кадрам, теряется, читая иностранные названия, и не может определить, нужен ли фирме такой работник, ведь он должен руководствоваться "Классификатором", а не модой.

Накануне вступительных экзаменов часто встречаются объявления, которым могут поверить только очень доверчивые и наивные выпускники школ. Есть такие юноши и девушки, несущие документы в ПТУ, которое обещает им диплом менеджера, бухгалтера и даже юриста или строителя-архитектора. По мнению специалистов Министерства труда и социальной политики, почти вся система подготовки кадров действует таким образом, чтобы привлечь как можно больше абитуриентов, а там хоть трава не расти. Система ПТУ из года в год массово готовит бухгалтеров - младших специалистов, прекрасно зная, что в центрах занятости на учете стоит примерно 16 тысяч безработных с такими дипломами, но не сбавляет темпов - выпускает почти 24 тысячи таких специалистов. И таких примеров в министерстве много.

Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений постоянно сталкивается с желанием вузов перевести рабочие профессии в разряд профессионалов и специалистов. Зачем им это? А чтобы проводить набор абитуриентов. Многие, наверное, помнят, какой скандал разгорелся, когда Киевский институт культуры и искусств добивался лицензии на подготовку парикмахеров с высшим образованием. Такого нет нигде в мире, а у нас хотели заставить будущих мастеров стрижек и причесок учиться целых 5 лет. На платном отделении, разумеется. Известно, что в Европе эта специальность не имеет никакого отношения к высшему образованию, ведь это, как ни крути, младший специалист - выпускник высшего профтехучилища. А многие становятся отличными специалистами, закончив всего лишь трехмесячные курсы, было бы желание! Против этой инициативы "поющего ректора" выступало Министерство труда и социальной защиты, специалисты НИИ, Ассоциация парикмахеров, многие общественные организации. С большим трудом удалось доказать ректору, что Украина не имеет права отходить от международных стандартов профессий и тенденций на рынке труда, как и не имеет права выставлять себя на посмешище.

Безусловно, лидером среди новых профессий является менеджер. Каждый третий старшеклассник написал в своей анкете, что будет менеджером. Осталось угадать каким, ведь профессий по этому направлению насчитывается около 30. Аналог этого названия - "управленец", но все хотят называться только менеджерами, особенно в торговле, в сфере услуг. Любознательным я советую заглянуть в словарь иностранных слов: "менеджер - специфический социальный слой капиталистического общества, включающий наёмных профессиональных управляющих в концернах, трестах, синдикатах". Как видим, изначально речь шла вовсе не о сфере услуг.

Мода на иностранные слова активно завоевывает рынок труда. Будущие специалисты щеголяют словами: топ-менеджер, коучер, мерчендайзер, логист, креативщик, пиарщик, промоутер. Старшеклассники с удовольствием повторяют малознакомые слова и вписывают их в анкеты. Специалисты НИИ с огорчением констатируют, что иногда мода превалирует над здравым смыслом. И потому очень сложно отстаивать интересы государственного языка. Не просто тяжело, а невозможно убедить заказчика, в лице министерства или работодателя, что профессию надо называть по-украински, ведь есть стандарты создания наименования профессий. Оправдано использование иностранных терминов лишь тогда, когда перевод очень громоздкий, неудобный. Например, мерчендайзер - это специалист по оптимальному размещению товаров в торговом зале. Но не товаровед, как иногда переводят это слово. Эти профессии существенно различаются. Сейчас часто встречается термин логист, логистика, что означает оптимизацию в той или иной сфере. Но ведь специалиста не назовешь оптимизатором, поэтому логист тоже остается без перевода. И хотя торгово-экономические университеты в своих объявлениях уже пишут о том, что они готовят логистов, официального обращения со стороны заинтересованных министерств относительно введения этой профессии еще не было. А менеджер логистики в классификаторе есть, потому что логистика, как дисциплина, действительно очень важная, и нужная.

Выбор профессии - процесс важный и необходимый. Не успели закончиться вступительные экзамены, а уже появляются объявления о наборе на подготовительные курсы в университеты. И ломают голову старшеклассники и их родители, пытаясь определить, какая же профессия самая лучшая, самая перспективная. Беда в том, что, зазывая абитуриентов, учебные заведения не скупятся на обещания. На что абитуриентам, их родителям обращать внимание? Специалисты советуют, прежде всего, внимательно посмотреть на предлагаемое наименование специальности. Взвесить, есть ли у данного вуза материально-техническая база для того, чтобы готовить действительно классных специалистов. Бывает, что какой-нибудь филиал столичного университета размещается в детском саду или в трехкомнатной квартире, а в штате у него - вообще пять человек. Стоит ли верить, что лекции сюда приедут читать профессора ведущих университетов? Также желательно разыскать в отделе кадров "Классификатор" и попросить, чтобы объяснили все, что касается выбранной профессии. Если в колледже уверяют, что имеют лицензию на подготовку бухгалтеров и юристов - это уже явный обман, таких специалистов выпускают только институты и университеты. В приемной комиссии необходимо также узнать, какую специальность и квалификацию получат выпускники, что будет записано в дипломе, ведь от этого зависит дальнейшее трудоустройство. Стоит пообщаться с выпускниками этого учебного заведения: их опыт во многом может помочь.

В больших и малых городах существуют центры занятости, где можно узнать какие вакансии есть сегодня, какие были год или три года назад, по каким профессиям больше всего безработных. Есть ли смысл получать диплом, если нет спроса на выбранную профессию? Если на учете среди безработных стоят специалисты со стажем работы, то выпускнику без опыта придется долго искать свое первое рабочее место.

Следует учесть, что бывают ситуации, когда, принимая на учебу, обещают одно, а в дипломе пишут другое. Набор объявляют на "модные" профессии, а в диплом вписывают те, которые есть в лицензии. Так что перед тем, как подать документы, нужно поинтересоваться, какой диплом выдают и что туда записывают. Работодатели сегодня проводят довольно жесткую систему отбора, ошибка в записи может стоить не только рабочего места, но и повлиять на карьеру. Ежегодно сотрудникам Научно-исследовательского института социально-трудовых отношений приходится давать более 3 тысяч разъяснений только по телефону и до 2 тысяч письменно. К этому нельзя относиться легкомысленно, полагая, что все уладится само собой. Иногда студенты надеются, что достаточно будет сказать, на кого учился, все поверят и возьмут на работу. Увы! Отдел кадров обязан придерживаться буквы закона и писать профессию со слов там не могут. Кстати, выпускники имеют право обратиться в суд, отстаивая свои права.

По мнению экспертов, основная причина таких проблем и нарушений в том, что многие учебные заведения ориентированы, прежде всего, на зарабатывание денег, а не на интересы государства, студентов и их родителей. Потому, выбирая профессию и учебное заведение, следует хорошенько подумать, все взвесить и только потом принимать решение.

Ольга Терещенко,
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи