Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Попытка объять необъятное // Профориентация
Востребованные специалисты / Статьи / Попытка объять необъятное

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Востребованные специалисты

21.09.2007 Попытка объять необъятное

Ежегодно в семьях Украины наступает критический период, когда нужно определиться, куда отдать своего ребенка. И часто выходит так, что не школьники определяют свой выбор, который в корне изменит их жизнь, а родители. Ни родители, ни дети не осознают своей ответственности за избранную профессию.

Все взрослые помнят об ошибках молодости, поэтому стремятся, чтобы их дети не ошиблись и имели деньги не только на кусок хлеба, но и на качественную бытовую технику. Проблемой является то, что родители ориентируют детей на собственные вкусы. Достаточно часто якобы самые необходимые и наиболее высокооплачиваемые профессии этой девочке или этому мальчику вообще не подходят.

Сколько ссор между родителями и детьми мне приходилось слышать относительно их будущей профессии. И все сводилось к одному: не стоит поступать на химию, физику, математику, геодезию, психологию, социологию, журналистику, поскольку, видите ли, деньжат не заработаешь с такими дипломами. Родители со своими устаревшими взглядами уверены, что получают образование ради бумажки. Однако диплом должен подтверждать знания и умения человека.

Типичной в последние годы является такая ситуация. Преимущественно сельские ребята сдают экзамены на радиотехнический факультет, аргументируя выбор тем, что там "легко" учиться. Но родителям с такими студентами достаточно тяжело, так как предметы там преподают действительно сложные. Одного умения разобрать и сложить обратно магнитофон не достаточно, не помешает и умение с книжкой и задачником поработать. Сельские девочки склоняются к филологическому факультету. И там учиться сложно, ведь нужна выдержка, жажда к знаниям и любовь к изучению языков. Если человек действительно имеет способности, это только плюс, нужно смело идти к своей цели.

Украина - творческая душа, которая лелеет писателей, поэтов, артистов. В нашем государстве много талантливых людей. Ручной труд так же гениален, как и умственный, здесь тоже нужен талант, выдержка, любовь к прекрасному. Все мы любим красивые декорации, роскошную мебель, изысканную ванну. Комфорт создают не экономисты, а столяры, дизайнеры, строители. Согласитесь, что без уличных уборщиков не обходятся даже европейские страны. Все профессии хороши, каждая имеет свою изюминку и чем-то интересна. Зачем пытаться постичь непознаваемое, не присущее именно вам. Не убеждайте себя, что вы не сможете зарабатывать много, избрав такую специальность. В действительности все зависит только от преданности избранному делу. Сделав все, как следует, обязательно заработаете большие деньги. Престиж не позволяет нам понять и осознать то, что каждый имеет свое место и не следует нарушать равновесие.

Школьник, не осознавая, на какую специальность поступает, не знает, что его ожидает. Он может разочароваться в избранной специальности, а следовательно, не получить диплом или закончить ее, и вступить впоследствии на платной основе на осознано избранную. В данном случае наилучший вариант - перевестись в пределах избранного ВУЗ на любую понравившуюся специальность.

Почему украинцы еще до сих пор поступают на специальности, которые случайно и спешно выбрали? Почему в школах не проводят специальных занятий по профориентации учеников? Почему не сравнивают возможности и умения подростка с избранной специальностью?

В Канаде в школах распространена хорошая практика. Там нет сформированного класса, а есть определенные предметы, на которых ученики могут случайно встретиться. Соответственно, школьники самостоятельные, знают, к чему стремиться в жизни. Они становятся слушателями в колледже, а после еще и работают. Зачем работать? Конечно, чтобы заработать на карманные расходы, получить собственный кредит, а еще сориентироваться относительно профессии.

Не поработав, подростку сложно разобраться в личных интересах и не разочароваться в будущем.

Кому-то легко работать в быстром темпе на производстве; кто-то настолько инертный, что за день едва успевает написать одно письмо; фанатики Интернета не представляют своей жизни без компьютера; чересчур скромные особы не склонны к телефонным разговорам и контактам с людьми, но профессионально пишут; программисты неохотно разговаривают, однако логики им не занимать; тот, кто любит поучать, имеет наклонности к преподаванию; человек, который не может усидеть на одном месте и является генератором идей, сможет изложить свои мысли на презентациях.

Если мечтаете стать журналистом, попробуйте провести мини-опрос на предварительно сформированную тему, или же взять интервью экспромтом.

Родители массово продвигают детей на специальности, к которым те не склонны. То есть не имеют для избранной специальности соответствующей базы знаний. На экономические факультеты очередь формируется еще за год до поступления, а база ребенка - начиная с обучения на курсах при высшем учебном заведении. Конечно, такой студент долго будет искать производную от "х", в худшем случае он обратится к соседу с банальным вопросом.

Журналисты беспокоятся о своих материалах под конец срока приема документов для поступления в вуз. Все делается поспешно, небрежно. Будущие медики, не склонные к научным знаниям, так и не смогут полностью охватить терминологию. Специалистов из них не выйдет, ибо, не имея теоретической базы, они не смогут применить умения на практике. Почти все школьники наспех готовятся к поступлению в вуз, вот и получаем соответствующих специалистов, которых и специалистами стыдно назвать.

Неквалифицированные преподаватели ничем не смогут помочь ученикам. Непрофессиональных лекторов хватает, и от этого страдает каждый студент, ибо не получает нужных знаний и навыков, а просто теряет драгоценное время.

Наше государство построено из людей, которые привыкли сидеть на своем месте и получать зарплату, не прилагая при этом никаких усилий. Такие люди таким образом решают вопросы, что не хочется даже вслух произносить слово "взятка". Мы стремимся к Европе, да и Украина - европейская страна, потому стоит показывать свою настойчивость и любовь к труду.

Не ошибитесь в избрании профессии. Выслушав маму, папу, учителей, взвесив все услышанное, собственные рассуждения и сделайте верный выбор. Успехов вам, абитуриенты, в этом нелегком деле.

По поводу выбора профессии выразили мнение:

Татьяна, студентка: "Свою будущую профессию не выбирала, её мне посоветовала моя учительница. Считаю, что такие профессии как экономист, юрист, журналист и медик однозначно важны. Однако квалифицированных специалистов в этих отраслях, к сожалению, немного. Сказать, что их вообще нет, было бы неправильным".

Христина

Кристина, студентка

Кристина, 18 лет, студентка: "Я выбирала свою специальность по собственному желанию и ни капли не жалею. По призванию в моей группе учится процентов 70. Правда, не всем это хорошо удается. Что же касается таких действительно популярных профессий как экономист, журналист, юрист не могу высказаться ни положительно, ни негативно. Все зависит от отдельного человека, его профессионализма в избранной сфере деятельности".

Татьяна, 23 года, эколог: "Эколог - мой выбор. По собственному желанию в моей группе училось менее половины студентов. Экологами стали не все. Относительно журналистов, то они, безусловно, молодцы. Правда, медики пасут задних. Специалистов в государстве много, а шансов проявить свои умения мало. А вот в моем ВУЗ, по крайней мере, когда я еще училась, фанатов своего дела хватало".

Елла

Элла, студентка

Элла, 22 года, студентка 5-го курса: "Свою специальность выбирала я. По собственному желанию учились практически все студенты моей группы. Не буду говорить неправду, но не все получились хорошими специалистами. Специалистов в любой отрасли не бывает много".


Перевод статьи Ирины Новой
"Намагання осягнути неосяжне",
специально для проекта "Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи