Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Профессия - творить // Профориентация
Мастер успеха / Статьи / Профессия - творить

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Мастер успеха

14.11.2007 Профессия - творить

В современном мире существует множество профессий и должностей, куда можно попасть благодаря деньгам, связям, родителям. Но существует определенная категория профессий, где помогает лишь талант.

Миф о том, что быть талантливым в нынешних условиях невыгодно и куска хлеба это все равно не принесет, сформировался во времена начала независимости, когда Советский Союз только что распался, а вместе с ним - всевозможные творческие союзы. Культура осталась вообще без финансирования, а те, кому раньше платило государство, потеряли работу. Плакаты и пропагандистские произведения больше никто не оплачивал.

Прошло время, в жизнь, как всего общества, так и представителей творческих профессий, вошел рынок. Творить снова стало модно, только ориентиры пришлось сменить - теперь это делается не просто так, а с оглядкой на потребителя.

Талант писать

Потребитель массовой литературы нынче пошел прихотливый. "Война и мир" его уже не устроит. Подавай чернуху и порнуху, говорят авторы. В целом же, на рынке всегда есть место для таких жанров, как дамские романы, детективы, фэнтези та фантастика, а еще произведений, где выдвигаются псевдогипотезы, к примеру "Иисус Христос - гуцул" или "Гитлер занимался черной магией". Основное кредо таких произведений - развлечь читателя, дать возможность отдохнуть от собственных проблем и окунуться в другой, наполненный чужими приключениями и ужасами, мир.

Роберт Шекли

Роберт Шекли, писатель

Роберт Шекли, всемирно известный писатель, ныне покойный (в свое время мне удалось пообщаться с Робертом Шекли и по поводу его работ, и по поводу писательства вообще, - авт.):

- Работа писателя не тяжела - стоит лишь научиться владеть словом и грамматикой, чтобы не было стыдно перед редакторами. С сюжетами - даже самыми фантастическими, справляется жизнь. Иногда она может подбросить такой сюжет или такую историю, которую вряд ли придумаешь. Следовательно, единственный творец общих сюжетов - это жизнь. Берите лишь ручку и успевайте записывать за ней...

От автора. Такую фразу сказал всемирно известный писатель-фантаст, который написал не одну сотню работ о перевоплощении душ, марсианах, привидениях, монстрах и космических одиссеях.

Может, главный секрет - разглядеть что-то сверхреальное, романтическое или фантастическое в обыденности?

Жил-был художник...

Несмотря на сложившееся мнение, что художники нынче - не популярны, не зарабатывают и о них вообще ничего не слыхать, должна сказать, что это не так. Возможно, вы и не слышали об украинских шедеврах последних лет, но это не означает, что вы их не видели, даже не задумавшись над тем, что перед вами - художественная работа.

Например, художник Евгений Евтушенко из Умани стал автором украинской марки (на котрой голуби кружат вокруг глобуса) и теперь его работу видит каждый отправитель письма, правда, редко догадывается об этом. Есть еще визитки, открытки, нарисованные вручную, рисунки на тканях, сувенирах, дизайны упаковок, фирменная символика и т.д. над созданием которых работают не только сами дизайнеры, но и художники.

Работа Виктора Лисаченко

Работа Виктора Лисаченко

А работы тех, кто уже успел обрести собственный стиль и отточить кисти, украшают частные коллекции. Художник Виктор Лисаченко рассказывает, что заработать на художественном искусстве можно, но нужно не столько уметь рисовать, как заводить нужные знакомства, контакты, постоянно заботиться об организации собственных выставок, уметь рисовать на заказ и работать даже в экстремальных условиях - скажем, на улице, создавая портреты прохожих.

Именно так начинал свою карьеру известный в России художник Никас Сафронов. Как рассказывал в одном из своих интервью популярный художник, если ты Репин или Шишкин - это еще не тождественно успеху, славе и прибыли. Главное - связи. Поэтому молодому, но уже нынче безумно популярному художнику пришлось со многими знакомиться, чтобы собственно таким и стать. Были бизнесмены, дельцы, директора артгалерей и залов, критики, журналисты, иллюстраторы. Организовав несколько выставок и заманив публику на них путем пиара в газетах и на телевидении, Никас стал знаменитым и модным - начались заказы, приглашения за границу.

Когда работают руки и воображение (резчики и кузнецы)

Резьба по дереву

Резьба по дереву

Тяжелый творческий потенциал, да и работа эта не из легких. Если в предыдущих двух пунктах можно создать воображаемую страну Орков или нарисовать что-то не очень понятное, то авангардно обтесанное дерево или непонятно выкованную груду металла вряд ли поймут. И не оценят. Здесь важна конкретика, а еще - незаурядная фантазия в орнаментах и отделке. Ручная работа по дереву или металлу всегда высоко ценилась, еще с дворянских времен пошла мода на ручную работу - это же эксклюзив. Следовательно, богатые люди привыкли к вещам, сделанным и украшенным вручную - от носовых платочков до мебели.

Да и сейчас работы у таких мастеров хватает. Почти каждый мастер советует начинающим и любителям не браться сразу за такое ремесло.

Дерево или металл нужно понимать, знать его свойства, более того, даже любить его и изучать психологию. Ну и конечно, иметь собственную фантазию, чтобы уметь перевоплотить материал.

Тогда талант будет создавать: будут получаться животные, растения, орнаменты или определенная символика, а успех не запоздает.

При чем тут креатив?

Вообще-то большинство художников согласны, что искусство бывает ну очень разным. Например, Казимир Малевич со своим "Черным квадратом" (хотя был и "Красный квадрат"). Ни большой работы не было, ни замысловатого названия к произведению он не придумал, но простота и поразила мир. Теперь черный квадратик на белом фоне стоит миллионы долларов, а сам автор был и до сих пор остается признанным, как стильный, модный и чрезвычайно популярный. Сорвать джек-пот в виде зеленого треугольника или голубого круга с подписью Малевича была бы, наверное, не против ни одна галерея мира, хотя автор "Черного квадрата" умер еще в 1935 году.

Главное в искусстве - поразить. Каким образом - это личное дело каждого художника.

В пример можно ставить киевского художника Олега Кулика. Собственно о его искусстве рядовой индивидуум знает мало, да и работы можно оценивать по-разному. Зато методы, которыми он дополняет свои выставки, шокируют, удивляют и… привлекают людей. Так, на московском вернисаже господин Кулик додумался зарезать живую свинью просто на глазах у публики, впоследствии ради искусства резал себе на выставке руки, раздевался догола и имитировал собаку, даже кусал пораженных ценителей искусства. Свои методы он объясняет просто - они логически продолжают его работы. Как следствие, о Кулике говорят, на Кулика пытаются попасть, его приглашают.

Следовательно, умение и талант в современном искусстве, с чем соглашаются почти все творческие люди, заключается в полете фантазии, эксклюзивности, креативности, умению удивить и представить публике что-то новенькое.

И напоследок - еще один совет, который дают почти все художники, если вы уверены в своей талантливости: не стоит опускать руки, если вас будут уверять в противоположном. Кто стучит, тому откроют. Так что, стучите в двери и человеческие сердца - не оценят сначала, оценят потом.

Маленькие нюансы гения

Если уважаемый читатель считает себя человеком творческим, с достаточным потенциалом креатива и не менее бурной фантазией, стоит обратить внимание на маленькие "но":

  • Творчество не нужно откладывать "на потом", им нужно заниматься ежедневно хотя бы для того, чтобы не затушить искру таланта и отточить его.
  • Фиксированное рабочее время, рабочее место и начальство - первые враги развития талантливой личности. Создать что-то действительно удачное "из-под палки" нельзя.
  • Хорошим залогом успеха станет опытный наставник, который не только научит всей премудрости, но и подскажет, как правильно.
  • Всегда учитывайте мнение окружающих относительно своих работ: помните, общество - главный критик таланта.
Перевод статьи
Елены Марченко,
"Професія - творити",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Статьи