Notice: Undefined variable: vote_query_list in /home/www/osvita.org.ua/data/www/prof.osvita.org.ua/xcore/project/voting/voting.inc.php on line 168
Призвание - учитель // Профориентация
Мастер успеха / Интервью / Призвание - учитель

 укр

 рус

Благотворительный фонд "Розвиток України"

Мастер успеха

10.10.2007 Призвание - учитель

Если взять банальную логику, то всех людей относительно себя можно разделить на две категории - добрые и злые. Парадокс, но сможете ли вы назвать хоть одного злого человека, который был бы учителем?

Конечно, большинство из нас вспомнит из школы двойку в шестом классе или строгого географа, но, сейчас, с возрастом, начинаешь понимать, что тогда это была обычная справедливость, требовательность или стремление к дисциплине. В целом же учитель и зло - понятия несовместимые. Ну не может, как по мне, учитель быть нехорошим человеком.

Татьяна Павловна Тетянко

Татьяна Павловна Тетянко, старший учитель Уманской городской гимназии

- Когда меня спрашивают, учитель - что это: профессия, призвание или необходимость? Я всегда отвечаю: и первое, и второе, и третье, - начинает наш разговор учитель биологии высшей категории, старший учитель Уманской городской гимназии Татьяна Павловна Тетянко.

И в самом деле, в настоящее время, в современной жизни, когда реалии заполнены крайностями, а ориентиры полностью отсутствуют, тяжело переоценить роль учителя.

Он не только учит, но и направляет, подсказывает, воспитывает, прививает, ищет. Такое уж призвание тех, кто стал на этот путь, поскольку с детьми иначе нельзя. Здесь нужно быть не только знатоком своего предмета, здесь нужные еще и незаурядные знания в других сферах, да и вообще необходимо быть сильной и небезразличной личностью. Ведь каждый ребенок - это маленькая вселенная, и, подобрав ключик к этой вселенной, воспитаешь настоящего человека.

- Очень тяжело, - продолжает Татьяна Павловна, - в настоящее время объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Раньше с этим было легче, ведь дети еще не имели свободного доступа к Интернету, мобильной связи, не было такого засилья негатива на экране. Ныне же мир нестабилен, постоянные материальные проблемы, а ребенку почти ежедневно навязывают какую-то постороннюю мысль, наподобие "Насилие - это нормально", "Аморальность - это модно", "Плохие привычки - это путь к хорошей жизни". Иногда бывает достаточно сложно объяснить ребенку, где граница между разрешенным и неразрешенным, между хорошим и плохим, между тем, что принесет пользу, а что будет лишним. Но приходится - именно поэтому учитель вынужден постоянно искать ответ и объяснение.

Фундамент будущей личности закладывают родители и учителя еще с детства, следовательно нельзя спасовать. Именно поэтому недобросовестные, безразличные, плохие или корыстные надолго возле детей не задерживаются - максимум смогут проработать несколько лет, дальше просто сменят профессию или место работы.

Мой знакомый, учитель физики заслужил звания учителя достаточно строгого.

Объяснение этому он дает оригинальное:

- Вот как ты думаешь, сила - она в чем? - отвечает вопросом на вопрос Андрей.

- Ну… - я запинаюсь.

- Одни говорят в деньгах, другие - в правде. Так вот призвание учителя, объяснить, что сила - в Ньютонах, и сделать так, чтобы ученик это запомнил и уже не купился на всевозможные обещания или заверения, что она измеряется в чем-то другом.

Валентина Кравец (имя и фамилия изменены из этических соображений) рассказывает, что сначала профессия учителя казалась ей не престижной, чужой, да и вообще скучной. Но по окончании школы, родители поставили ее перед выбором - либо педагогический университет (там работала тетя, которая могла устроить девушку), либо местный колхоз, куда принимали на работу безо всякого образования. Пришлось учиться на педагога. Мама постоянно успокаивала - главное, чтобы высшее образование было, а при нынешних условиях можно устроиться куда-нибудь. В крайнем случае, можно и второе высшее образование впоследствии получить.

Педагогические науки Валентине давались крайне тяжело - о карьере учителя как-то не мечталось, но через пять лет девушка уже имела на руках диплом, в котором было отмечено "Учитель английского языка". Специальность была избрана не зря, ведь Валентина мечтала впоследствии направиться в столицу, устроиться в престижную фирму переводчиком, возможно даже за границу махнуть (а там и до удачного замужества рукой подать).

Но сразу воплотить свои планы в реальность не удалось, вместо этого Валентине предложили работу учителя в сельской школе. "Ну поработаю год - тогда подумалось - а там будет видно…"

С первого дня работы молодой учительнице доверили класс, поэтому когда пришла на работу, на нее доверчиво смотрели шестнадцать пар маленьких глаз - ее собственный 5-А класс. Сначала было тяжело, но дети не только учились у Валентины, но и сами многому учили ее. Учили дружить и любить, дружить и быть внимательной, вынуждали многое узнавать и никогда не сидеть на месте. Ведь ежедневно молодая учительница, которая была примером, должна была отвечать на множество вопросов - начиная тем "Как спят ежи?" и заканчивая достаточно риторическими "Почему в мире так много зла?".

Когда заболела мама и Валентина взяла на неделю отпуск, то, приехав в родное село, уже через неделю почувствовала, как скучает по СВОИМ детям. Ведь разве дети могут быть чужими? - мучалась вопросом.

Как-то раз, вспоминает Валентина, шла возле школы, когда заметила, как ее школьники стоят возле киоска со сладостями и выбирают жвачки.

- Дети, зачем вам эти жвачки? - по-матерински обратилась. - Лучше апельсин купить - будет полезнее.

Рыжий продавец поинтересовался:

- Это что - Ваши, что так переживаете?

- Мои, - улыбнулась молодая женщина.

- И сколько их у Вас? Многодетная мама, что ли?

- Многодетная, - согласилась Валентина. - Потому как у меня аж 16 таких.

У рыжего продавца даже глаза от удивления округлились - ведь разве он поймет, что значит быть учителем?

Сегодня ЕЕ дети уже в 11 классе. А Валентине Степановне приходится не только преподавать английский язык, но и во многом помогать своим детям, наставлять на правильный путь, советовать, дискутировать, объяснять. Хлопот, как таковых, как рассказывает молодая учительница, нет, есть лишь радость:

- Никогда бы не подумала, что быть учителем - так интересно. Ведь фактически проживаешь не только свою жизнь, но и жизнь своих воспитанников. А наибольшей наградой каждому учителю есть достижения его учеников - какая это радость, когда воспитал красивого, доброго, чуткого человека: будущего учителя, врача, музыканта, семьянина, члена общества. Значит, жизнь не прошла зря. Так оно должно продолжаться - ты передаешь частицу своего таланта и умения следующему поколению, следующее поколение - следующему, и так - до бесконечности. Наверное, в этом и есть смысл жизни…

Недавно Валентину пригласили знакомые поехать за границу, но она отказалась. Говорит, что нашла себя в полной мере и реализовала. Н ничего, что она лишь сельская учительница, ничего, что не престижно живет, потому как маленький сельский домишко с лоскутком огорода не идет в сравнение с асфальтированной мостовой, где залихватски стучат каблуками разнаряженные леди, как когда-то мечталось. Валентинина мечта сбылась, только она сначала изменилась…

Перевод статьи
Елены Марченко,
"Покликання - вчитель",
специально для проекта
"Профориентация"
Хотите перепечатать...?
Правила использования материалов сайта

Перейти выше: Интервью